Общепит цветет и пахнет: какие рестораны и кафе выбирают Петербуржцы этой весной?
Этой весной на фоне роста туристического потока в Северной столице вовсю работают рестораны, кафе и точки фастфуда. И даже летние веранды, несмотря на еще не самую жаркую погоду, смело накрывают столики для гостей.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Рестораторам не хватает места
По данным исследований аналитиков коммерческой недвижимости, в 2024 году владельцы заведений общепита стали наиболее активными арендаторами Петербурга: с начала года только на главных торговых коридорах города открылось около десяти новых заведений общественного питания. Причем подходящих для этого помещений, особенно в центре, практически не осталось, а новые рестораны и кафе преимущественно появляются за счет ротации арендаторов. Заметнее всего последние менялись на Невском проспекте и улице Рубинштейна, которая передала статус главной барной улице Некрасова.
В итоге сегодня на Невском общепит в основном представлен кафе и ресторанами, остальной объем площадей занят столовыми и пекарнями. На улицах Некрасова и Маяковского, где формируется новый гастрономический кластер, как правило, открываются бары и пабы.
«В центре города найти свободное качественное торговое помещение становится сложнее, — подтверждает заместитель директора департамента торговой недвижимости одной из питерских компаний Юлия Кузнецова. — Интерес к стрит-ретейлу центра города у предприятий был всегда, но сейчас на фоне роста турпотока и популярности гастрономического туризма многие представители общепита стремятся открыть свое заведение именно на центральных улицах, несмотря на высокие арендные ставки в этих локациях».
Не обделены вниманием рестораторов и «спальные» районы. Участники рынка общепита, осваивая районы с необжитой инфраструктурой, с удовольствием открывают свои заведения в помещениях на первых этажах жилых комплексов. К слову, именно на окраине Петербурга только что открылся люксовый ресторан от известного европейского шефа. На сегодняшний день он считается самым пафосным и дорогим рестораном города (к примеру, там подают гастрономические сеты по 14 тысяч рублей без винного сопровождения).
Напомним, что за минувший год в Северной столице было открыто не менее 250 новых точек общественного питания. Из них каждое третье — ресторан (при этом 75 % открывшихся ресторанов — несетевые заведения). Второе место по числу открытий заняли бары и кафе (по 60 заведений каждого формата). Новых кофеен появилось около 25, порядка десяти — бистро, около пяти пекарен, не менее четырех кондитерских и две пирожковые. Минимум 10 % точек общепита, открывшихся в прошлом году, прекратили свое существование уже к январю 2024‑го. Но их место тут же занимали новые заведения общественного питания.
Летние веранды в этом году на берегах Невы начали работать с середины апреля. Владельцы заведений общепита смогут устанавливать уличную мебель до 15 октября, а летние веранды — до 30 сентября.
Для ресторанов и кафе это выгодно, поскольку такие дополнительные пространства увеличивают оборот заведения на 30 %. И если в прошлом году в Северной столице работало около 1200 ресторанов с верандами или террасами и порядка 800 заведений с выносными столиками, то в предстоящем летнем сезоне их будет больше минимум на 20 %. Главное, чтобы погода наладилась.
Мода на фуд-холлы
Петербург продолжает поддерживать и общероссийский тренд на развитие фуд-холлов, большинство из которых размещаются в торговых центрах.
Этот формат сочетает в одном торговом зале несколько концепций, однако ценник в таких заведениях чуть выше, чем в обычных сетевых ресторанах.
По данным одной из крупных компаний на рынке недвижимости, сегодня больше всего на фуд-холлах нашего города заведений паназиатской кухни (24 %). На втором месте (17 %) кофейни, пекарни и кондитерские. На третьем (12 %) — европейская кухня. Также в Северной столице популярны корнеры здоровой еды, на которые приходится порядка 7 – 8 % всех площадок.
По данным экспертов, в минувшем году в России открылось свыше 20 новых фуд-холлов. Большая часть таких заведений представлена в Москве — там работают 63 фуд-холла площадью 206,3 тыс. кв. м. В Северной столице их пока меньше — всего 16 объектов (55,6 тыс. кв. м).
Важна не только еда
Что касается меню, которое предлагают обычные петербургские рестораны и кафе сегодня, то это в основном русские, итальянские и кавказские гастрономические направления, а также Азия в ее различных проявлениях: Китай, Паназия и особенно Корея, которая сейчас оказалась на пике популярности, вытеснив вьетнамские проекты.
В новых заведениях стиля K-pop кроме продажи мороженого с разнообразными наполнителями, разноцветных кексов и желейных фигурок в виде котиков организована торговля тематической одеждой и аксессуарами. В одном из подобных заведений установлен экран, где в режиме реального времени нейронная сеть обрабатывает изображения, так что каждый посетитель может увидеть себя в образе кореянки или корейца.
Те, кто в теме, остаются верными китайским чуфальням (заведение «для своих» — основная версия происхождения этого слова от китайского словосочетания, означающего «есть рис»). Эти забегаловки, как и раньше, прячутся в неприметных подвалах и дворах-колодцах.
В любом случае в последнее время люди приходят в рестораны и бары не для того, чтобы только поесть, а чтобы провести время и пообщаться. Поэтому им интересна атмосфера заведения и нестандартная подача блюд. Важно, чтобы было где сделать красивые фотографии для соцсетей.
Конкуренции между фуд-холлами и обычными ресторанами нет, так как они ориентированы на разную аудиторию. Посетители фуд-холлов — молодежь, туристы и работающие люди, которые ходят на бизнес-ланчи. Для них актуальны блюда, не требующие сложного и долгого приготовления (бургеры, хот-доги, блины).
Также в ближайшей перспективе в Петербурге появится новая сеть пекарен, они будут занимать помещения 60 – 100 кв. метров в жилых домах и работать в среднем ценовом сегменте. В деревне Яльгелево Ленобласти уже строится производство, которое будет их снабжать.
К сожалению, стоит добавить, что среди качественных заведений уличной еды нередки «сорняки». Не так давно Роскачество изучило шаурму десяти петербургских торговых марок. Почти все оказались опасными. Продукция для проверки закупалась в торговых сетях, на рынках, в сетях шаурмичных, магазинах и маркетплейсах. А потому, чтобы не портить себе весну и лето, выбирая место обеда, будьте внимательны.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 91 (7667) от 22.05.2024 под заголовком «Общепит цветет и пахнет».
Комментарии