Обитатели подвалов. Чем опасны «городские» комары?
Казалось, в этом событии совершенно не было ничего примечательного... 20 сентября 1939 года в городскую Центральную малярийную станцию обратились жильцы дома № 11 по Максимилиановскому переулку (ныне он носит имя Пирогова). Они жаловались, что с августа в доме стали появляться комары, причем очень мелкие, больше похожие на назойливую мошкару, и не было квартиры, где бы они не хозяйничали, особенно по ночам...
Изображение pixabay.com/PublicDomainPictures
На вызов немедленно отправились специалисты. При обследовании оказалось, что комариный очаг находился в подвале расположенной во дворе бани № 2. Он был хорошо залит водой. В воздухе летали рои комаров, которые устремлялись на свет внесенного в подвал фонаря и на вошедших людей...
Кандидат биологических наук, популяризатор науки Павел Глазков отмечает: это был первый случай, когда в нашем городе был официально зафиксирован «городской», или «подвальный», комар, по-латыни именуемый Culex pipiens molestus.
- Сегодня в Петербурге и Ленинградской области обитают около сорока видов комаров, - поясняет Глазков. - Самый распространенный из них - комар обыкновенный, называемый «пискуном». По-латыни - Culex pipiens. Городской комар - это подвид обыкновенного. Мolestus - в переводе с латыни «назойливый». Он встречается повсюду - от Австралии до Америки. Причем даже различие в климате его не останавливает.
Впервые городской комар был обнаружен учеными в Египте. В Европе его научно описали в 1921 году в Лондоне, затем в 1930 году - в Осло и Стокгольме, в середине 1930-х годов - в Германии и Чехословакии. На территории СССР его впервые «заметили» в 1926 году в Днепропетровске.
В чем же отличие городского комара от обыкновенного? Он заметно меньше размером, около трех миллиметров, выглядит, как мошка. Приспособился к жизни в городе: научился размножаться без самцов, кроме того, ему для развития потомства не требуются открытые водоемы: достаточно теплых подвалов, залитых водой.
- Летом городского жителя донимают обыкновенные комары. Зимой они впадают в спячку в отличие от городских, которые всю зиму способны размножаться как раз за счет отапливаемых подвалов, - поясняет Глазков.
Уже после того, как в 1939 году эпидемиологи описали в Ленинграде городского комара, вспомнили, что подобные случаи нашествия насекомых случались и раньше, просто ученые не обращали на них внимания.
В выпуске журнала «Медицинская паразитология и паразитарные болезни», датированном 1946 годом, приводилось наблюдение известного энтомолога, вице-президента Русского энтомологического общества Иосифа Порчинского, датированное еще 1904 годом: «В Петербурге, в самом центре города, в барской квартире в декабре месяце появились комары (квартира расположена на третьем этаже) и по ночам нападали на спящих детей, которых лица и руки оказались исколотыми. Комары эти зимовали в отдушинах паркетного пола, которые пришлось замазать».
«Данные Порчинского не оставляют сомнения в том, что это был обычный «домовый очаг» Culex molestus, - отмечается в журнале. - Опыт показал, что ликвидация таких очагов зачастую очень трудна и требует большого внимания со стороны санитарного надзора. Некоторые залитые водой подвалы, имеющие малую высоту, трудно обрабатывать, к тому же нередко они изобилуют различными отсеками и закоулками, что еще больше затрудняет проведение истребительных работ».
- Эпидемиологи внимательно следят за комарами, поскольку до сих пор в Ленинградской области обитают несколько видов этих кровососов, способных переносить даже печально известную малярию, - отмечает Павел Глазков. - В 1950-е годы в Ленинграде было известно всего три подвала, где жили городские комары. Сейчас их, увы, гораздо больше.
За восемьдесят лет, прошедших со времени первого официального описания в Питере городского комара, по сведениям специалистов в данной области, он уменьшился в размерах: теперь длина его тела составляет всего два миллиметра. А самое любопытное, что он изменил стратегию нападения на человека: дабы не привлекать внимание своей жертвы раздражающим писком крыльев, комарихи приземляются недалеко от цели и... оставшийся путь бесшумно проделывают пешком.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (6529) от 20.09.2019 под заголовком «Culex pipiens molestus».
Комментарии