О чем гудят суда

К столетию со дня подъема Андреевского флага на ледоколе «Красин» (отмечается 31 марта) межведомственная комиссия по наследию Морской коллегии при правительстве РФ готовит особую акцию, которая откроет юбилейную программу. Вековому юбилею легендарного судна в этом году будут посвящены Фестиваль ледоколов, музейные и художественные выставки, другие мероприятия, причем некоторые пройдут за пределами Петербурга и даже страны. Учебное судно «Юный балтиец», например, отправится в Шотландию с выставкой о судне-юбиляре на борту.

 О чем гудят суда | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Отмечать столетие корабля начали еще в прошлом году, когда в Архангельске прошли акции, посвященные 75-летию арктического конвоя «Дервиш». Одну из них под названием «Приветствие ледоколу «Красину» - участнику союзных конвоев» поддержали более 260 гражданских и военных кораблей России. Гудок, которым они приветствовали старейшее судно, «прокатился» тогда от Мурманска до Владивостока. Причем о начале мероприятия возвестила член британской королевской семьи принцесса Анна, подчеркнув тем самым, что заслуги ветерана ледокольного флота известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

Сегодня в России около двадцати крупных судов-музеев, шесть из которых входят в состав калининградского Музея Мирового океана. Больше десяти лет назад, в 2004 году, его филиалом стал «Красин», тем не менее ледокол так и остался в Петербурге, не покинув набережную Лейтенанта Шмидта.

«С этим кораблем связана, по существу, вся история Российского флота за последние 100 лет», - говорит генеральный директор музея Светлана Сивкова.

«Святогор» (первое название судна) был построен на верфях в английском городе Ньюкасле незадолго до революции, а 31 марта 1917 года на нем был торжественно поднят Андреевский флаг. В 1927 году ледокол получил имя «Красин». Несколько десятилетий он оставался самым мощным судном ледокольного класса в мире, прославился спасением экспедиции Умберто Нобиле, участием в полярном конвое времен Второй мировой войны и даже внес вклад в науку, работая в составе Морской арктической геологоразведочной экспедиции. Поэтому символично, что корабль-легенда стоит ныне у причала недалеко от Горного университета, в стенах которого тоже пройдут юбилейные встречи.

Привлекательным для туристов, гостей города это место на Васильевском острове назвать пока нельзя, считает ответственный секретарь Межведомственной комиссии по морскому наследию Павел Филин. В прошлом году музей-ледокол посетили 46 тыс. человек (более 20% - школьники), тогда как Музей Мирового океана, находящийся в городе с населением 450 тыс. человек, принял около 600 тыс. любителей истории флота.

«Думаю, все изменится, когда неподалеку будет открыта станция метро, но это произойдет через два года, а благоустраивать набережную необходимо уже сегодня, - отмечает Филин. - Концепцию такого проекта нужно обсуждать с архитекторами, экспертным сообществом, чтобы обозначить этот район как одну из исторических зон морской столицы России, каковой по праву считается Петербург. И сделать это можно в дни чествования «Красина» прямо на его борту».

Тем более что организаторы пригласили именитых гостей, в числе которых руководитель Русского географического общества Сергей Шойгу и глава Российского военно-исторического общества Владимир Мединский.

«Для нас это возможность привлечь внимание к нуждам исторического судна, - признается Светлана Сивкова. - Почему в мире так мало кораблей-музеев? Их дорого и сложно содержать. Вот и на «Красине» постоянно что-то обновляем, чиним, меняем экспозицию. Два года назад корабль прошел докование, его корпус привели в порядок. Но нужно менять палубу, серьезной реставрации требуют кают-компания и капитанская каюта...».

В то же время реставрировать, по словам руководителя калининградского музея, нужно крайне осторожно: «Старые корабли хранят аромат эпохи, там все дышит историей». Неумелые действия могут нарушить исторический облик судна, который называют символом Российского флота. Ведь это не только музей - там проходят первую практику курсанты Морского технического колледжа имени адмирала Д. Синявина.

...Все механизмы судна-музея находятся в хорошем состоянии, а экскурсия в машинное отделение «Сердце ледокола» привлекает многих посетителей. Здесь можно увидеть одну из самых больших сохранившихся в мире паровых машин.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 032 (5894) от 21.02.2017.


Комментарии