Новый голос обители. Какой будет Александро-Невская лавра после реставрации

Проектирование реставрационных работ в Лавре касается 13 объектов культурного наследия федерального значения, которые находятся в пользовании монастыря и при этом являются собственностью Российской Федерации. Это Свято-Троицкий собор, Духовской, Феодоровский, Просфорный и Семинарский, Ризничный корпуса, Исидоровская, Феодоровская, Никольская и Надвратная церкви, а также ансамбль хлебных амбаров. Местом встречи с нашим собеседником помощником наместника по реставрации и сохранению культурного наследия Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Алексеем ОДИНЦОВЫМ стало расположенное в Семинарском корпусе головное проектное бюро. Оно координирует проектно-изыскательские работы по реставрации Лавры.

Новый голос обители. Какой будет Александро-Невская лавра после реставрации | ФОТО Википедия / CC BY-SA 4.0

ФОТО Википедия / CC BY-SA 4.0

Одинцов_Д.jpg

– Алексей Михайлович, в прошлое, как известно, вернуться невозможно. Вряд ли даже полномасштабная реставрация может сделать Лавру такой, какой она была, условно говоря, на момент 1917 года...

– В этом и нет никакой необходимости. Монастырь должен быть приспособлен под современные нужды. Такую концепцию мы начали разрабатывать еще с момента окончания ремонтных работ, проводившихся к 300-летию монастыря, так как именно тогда увидели, что для дальнейшего развития Лавры потребуется новое функциональное зонирование комплекса и модернизация системы инженерного обеспечения.

Нынешнее использование зданий и сооружений связано в основном с тем, в какой последовательности их возвращали Лавре и как скоро в них мог быть осуществлен ремонт. В результате, к примеру, кельи монахов расположены рядом с паломнической гостиницей, воскресная школа занимает только часть помещений, чего ей явно недостаточно. Вся обходная галерея должна стать проходной зоной, как планировали сделать сначала Трезини, затем Швертфегер, а потом Старов...

Свято-Духовская церковь должна вернуть себе богослужебную функцию. Из нее наш духовно-просветительский центр переехал в Исидоровский храм, который был усыпальницей. В советский период все захоронения в нем были уничтожены, поэтому его прежний статус как храма-усыпальницы вернуть уже невозможно.

Когда мы говорим о том, что воскресная школа требует большей площади, мы должны учитывать и современные требования по безопасности, и санитарно-гигиенические нормы, которые нам диктуют в том числе и условия пандемии. Если же речь о духовно-просветительском центре, то нельзя забывать о современных способах медийного общения с публикой, которые должны быть использованы во всей полноте.

Сегодня стоит задача не просто вернуть Лавре внешнее благолепие, но и дать возможность монастырю выполнять свою миссию в современном мире, одновременно воплощая замысел Петра Великого о духовном сердце новой столицы.

В комплексном проектировании нельзя не учитывать взаимосвязанность технологических процессов. Опуская уровень грунта, мы предоставляем возможность зданиям прожить еще сто – двести лет. Они начинают работать в том гидротехническом режиме, который был заложен при их строительстве. Одновременно нужно иметь в виду и возможную перекладку сетей, необходимую для безопасности и энергоэффективности.

Недавний эпизод – с поклонением мощам святителя Николая Чудотворца – показал, что Лавра и вся территория Монастырского острова не подготовлены к тому, чтобы принимать большое количество паломников. Да, мы с этим справились, у нас не было никаких эксцессов, связанных с нездоровьем или недовольством паломников, но выяснилось, что в Лавре предстоит еще многое сделать, чтобы она стала более результативной в своей социальной деятельности. Она должна зазвучать по-новому, причем ее голосу предстоит отличаться от того, каким он был в петровское, предреволюционное или даже постперестроечное время...

– Особый вопрос – о Благовещенской церкви, которую занимает сегодня Музей городской скульптуры.

– На мой взгляд, она тоже должна вернуть себе первоначальное назначение. Это все-таки храм-усыпальница. Вряд ли те люди, которые там похоронены, стремились быть «экспонатами» музея. Богослужебная деятельность в усыпальнице является ее неотъемлемой частью.

Парадоксально, но в настоящее время в Лавре нет ни одного престола в честь Александра Невского, а таковой исторически находился именно в Благовещенской церкви. Вхождение ее в богослужебный круг, передача здания Русской православной церкви является не только задачей реставрационной или богослужебной, это и логическое завершение процесса возрождения Лавры в ее историческом пространстве. Благовещенский храм – единственное здание в историческом каре Лавры, до сих пор не возвращенное Церкви.

– И тем не менее переезд оттуда Музея городской скульптуры вызывает немалую тревогу общественности...

– Чего мы опасаемся: что Церковь не сможет следить за некрополями или за надгробиями, которые будут ей переданы вместе с храмами? Я не знаю ни одного случая в современной истории, когда Церкви бы вернули храм, а затем с захоронениями в нем произошло что-то нехорошее. Наоборот, Лавра, выявив грузинский некрополь в Феодоровской церкви, незамедлительно приступила к реставрации и консервации памятников. При содействии специалистов кафедры реставрации факультета мировой культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры было спасено более трех десятков надгробий представителей царского грузинского рода.

Мы ни в коем случае не ведем войну с музеем. Но все-таки храмы строились для особой цели – богослужения. Как бы мы ни приспосабливали их для светских задач, это лишает их жизни...

К слову сказать, еще в 2013 году, когда мы отреставрировали Феодоровскую церковь, даже представители Музея городской скульптуры признавали возможность возвращения в нее надгробий, некогда изъятых из этого храма в фонды музея.

Лавра готова принять в свое пользование и обеспечить необходимые условия для предметов музейного фонда РФ, находящихся сегодня в Благовещенской и Лазаревской церквях. Прецедент есть: на нашем ответственном хранении уже есть экспонаты, предоставленные Русским музеем и Эрмитажем. Речь о коллекции картин XVIII – XIX веков, находящейся в Свято-Троицком соборе.

Сегодня это крупнейшая в России немузейная экспозиционная площадка религиозной станковой живописи. Мы проводим регулярный мониторинг состояния этих полотен. Картина Якоба Йорданса «Оплакивание Христа», датированная серединой XVII века, в прошлом году побывала на выставках в Эрмитаже и Музее имени Пушкина в Москве, при этом специалисты отметили высокую степень сохранности и отличное состояние живописи и холста.

Сегодня Лавра – это и туристический объект, включенный в городскую программу, и очаг культуры, и действующий мужской монастырь, и паломнический центр. Разрабатываемый Министерством культуры проект реставрации призван учесть и обеспечить решение всех задач, которые стоят перед монастырем, в том числе и музейного хранения.

Все материалы о реставрации Александро-Невской лавры.

#Александро-Невская лавра #храмы и церкви #реставрация #реставрация Александро-Невской лавры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (6835) от 25.12.2020 под заголовком «Новый голос обители».


Комментарии