Новичок на красной ветке

Новый, поблескивающий свежей краской состав, поступивший в электродепо «Автово», так и рвался выйти на линию. Но деповские «доктора» который день старательно его обследовали, чтобы убедиться: новичок на все 100 процентов отвечает требованиям и стандартам. Это уже восьмой поезд проекта «Юбилейный», который был выпущен на Октябрьском электровагоноремонтном заводе (ОЭВРЗ, входит в «Трансмашхолдинг») специально для красной линии петербургской подземки. И, как всем его предшественникам, ему пришлось пройти сложные испытания.

Новичок на красной ветке | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Составы новой модификации (проект 81-722.1) стали ходить на Кировско-Выборгской линии года полтора назад. Каждая серийная «премьера» нуждается в особом догляде, а уж вагоны метро и подавно. Безопасность на транспорте превыше всего - мелочей тут не бывает. Вот почему качество сборки оценивают не только питерские производители, но и деповцы, то есть принимающая их продукцию сторона.

Проверять узлы и детали вагонов начинают, как только проступают очертания всей сложной конструкции. Первым делом представители метрополитена смотрят, соответствует ли нужным параметрам голый кузов (производят его на вагоностроительном заводе в Твери) и как ведет себя на стенде автосцепка. Обращают внимание на качество швов и «поведение» тележек.

«Первый этап технической приемки с этого и начинается, - рассказывает Олег Синельщиков, инспектор-приемщик аппарата главного ревизора по безопасности движения Петербургского метрополитена. - Если все нормально, идем дальше. На втором этапе проверяем внутрисалонное оборудование, кабину машиниста. Словом, все - вплоть до звуковой сигнализации и освещения в вагоне».

Два ревизора, откомандированные на завод, три недели неустанно обхаживают появляющееся на свет заводское детище. Конечно, не все погрешности заметишь невооруженным глазом: толщину лакокрасочного покрытия, допустим, или степень его блеска могут определить только приборы...

Когда поезд поступает в депо, за дело берется другая команда. Одни ходят вдоль поезда и постукивают молоточками по колесным парам. Другие ныряют в смотровую яму и внимательно изучают открывающуюся снизу картину. Третьи осматривают вагоны изнутри. Важно убедиться при этом, что геометрия подвижного состава полностью, до миллиметра, соответствует конструкторской документации и гостовским требованиям. Ведь поезду предстоит выписывать зигзаги на скорости, и не где-нибудь, а в тоннелях метро.

Михаил Ковшов, главный маркшейдер подземки, показывает геодезический прибор на треноге, позволяющий определить габариты состава дистанционно с высокой точностью.

«Мы замеряем его координаты с двух точек, - подхватывает он разговор. - Затем с помощью специального программного обеспечения обрабатываем данные, рисуем цифровую модель и отправляем ее коллегам, которые говорят, можно ли выпускать этот поезд на линию. По части габаритов претензий обычно нет».

На каждом этапе деповцы расписываются в акте приемки, а замечания вносят в особую книжицу красного, под стать поезду, цвета. Откомандированные в свою очередь в «Автово» заводчане берут погрешности на карандаш, чтобы учесть при серийном производстве в дальнейшем.

Недоработок, впрочем, раз-два и обчелся: контроль, помноженный на два, дает о себе знать.

На первых порах двери вагонов заклинивало, если пассажиры в часы пик их придерживали, и транспорт отправляли в депо. «Систему противозажатия», однако, довели до ума, настроив интеллектуальное управление этим устройством.

«Юбилейный» компьютеризован от и до подобно ракете, как и все поезда нового поколения. Он состоит из восьми вагонов (на других линиях питерской подземки составы короче), но управлять этой вереницей длиной полторы сотни метров куда легче. В его электронный мозг зашита информация об особенностях пути, который предстоит совершать, и система, которая помогает останавливать состав на платформе в нужной точке...

Когда старший мастер депо, осмотрев все в сотый раз, скажет заветное «да», останется сдать последний экзамен. Состав бегает взад-вперед на парковых обкаточных путях: машинист проверяет его на тормозных режимах, оценивает ходовые качества. После чего, если все в порядке, электропоезд встает на родную линию метро и проходит проверку уже там, покружив не менее 100 км (длина ветки - 29,6 км) без пассажиров. На все испытания дается двадцать рабочих дней...

Вместе с Максимом Макаровым, исполняющим обязанности машиниста-инструктора, заходим перед обкаткой в головной вагон. Поезда этой серии движутся плавнее и бесшумнее, а двигатель асинхронного типа, действующий как генератор, дает возможность сэкономить до 30% энергии. Салоны просторнее и благодаря светодиодным лампам освещены лучше, там принудительная вентиляция, а не дедовские «черпаки», гребущие воздух при движении.

Двери открывает электрический привод, а не пневматика. Кабина машиниста светлее и удобнее, а его действия фиксирует система видеонаблюдения (по четыре глазка установлены и в каждом вагоне). «Поначалу некоторых это напрягало, - добавляет Максим Макаров, - а потом ничего, освоились...»

Пассажиры тоже стали привыкать к «юбилейным» красным составам, вытесняющим «ветеранов» - некоторые из них проработали добрых полвека. Ожидается, что к концу года «Автово», обслуживающее первую линию, будет иметь пятнадцать таких «компьютеров на колесах» - это четвертая часть деповского подвижного состава. А к чемпионату мира по футболу-2018 полностью обновится депо «Невское»: на зеленой, Невско-Василеостровской, ветке метро будут ходить исключительно новые электровагоны типа «НеВа».

#метро #подвижной состав #испытания

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.