Новичок на красной ветке

Новый, поблескивающий свежей краской состав, поступивший в электродепо «Автово», так и рвался выйти на линию. Но деповские «доктора» который день старательно его обследовали, чтобы убедиться: новичок на все 100 процентов отвечает требованиям и стандартам. Это уже восьмой поезд проекта «Юбилейный», который был выпущен на Октябрьском электровагоноремонтном заводе (ОЭВРЗ, входит в «Трансмашхолдинг») специально для красной линии петербургской подземки. И, как всем его предшественникам, ему пришлось пройти сложные испытания.

Новичок на красной ветке | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Составы новой модификации (проект 81-722.1) стали ходить на Кировско-Выборгской линии года полтора назад. Каждая серийная «премьера» нуждается в особом догляде, а уж вагоны метро и подавно. Безопасность на транспорте превыше всего - мелочей тут не бывает. Вот почему качество сборки оценивают не только питерские производители, но и деповцы, то есть принимающая их продукцию сторона.

Проверять узлы и детали вагонов начинают, как только проступают очертания всей сложной конструкции. Первым делом представители метрополитена смотрят, соответствует ли нужным параметрам голый кузов (производят его на вагоностроительном заводе в Твери) и как ведет себя на стенде автосцепка. Обращают внимание на качество швов и «поведение» тележек.

«Первый этап технической приемки с этого и начинается, - рассказывает Олег Синельщиков, инспектор-приемщик аппарата главного ревизора по безопасности движения Петербургского метрополитена. - Если все нормально, идем дальше. На втором этапе проверяем внутрисалонное оборудование, кабину машиниста. Словом, все - вплоть до звуковой сигнализации и освещения в вагоне».

Два ревизора, откомандированные на завод, три недели неустанно обхаживают появляющееся на свет заводское детище. Конечно, не все погрешности заметишь невооруженным глазом: толщину лакокрасочного покрытия, допустим, или степень его блеска могут определить только приборы...

Когда поезд поступает в депо, за дело берется другая команда. Одни ходят вдоль поезда и постукивают молоточками по колесным парам. Другие ныряют в смотровую яму и внимательно изучают открывающуюся снизу картину. Третьи осматривают вагоны изнутри. Важно убедиться при этом, что геометрия подвижного состава полностью, до миллиметра, соответствует конструкторской документации и гостовским требованиям. Ведь поезду предстоит выписывать зигзаги на скорости, и не где-нибудь, а в тоннелях метро.

Михаил Ковшов, главный маркшейдер подземки, показывает геодезический прибор на треноге, позволяющий определить габариты состава дистанционно с высокой точностью.

«Мы замеряем его координаты с двух точек, - подхватывает он разговор. - Затем с помощью специального программного обеспечения обрабатываем данные, рисуем цифровую модель и отправляем ее коллегам, которые говорят, можно ли выпускать этот поезд на линию. По части габаритов претензий обычно нет».

На каждом этапе деповцы расписываются в акте приемки, а замечания вносят в особую книжицу красного, под стать поезду, цвета. Откомандированные в свою очередь в «Автово» заводчане берут погрешности на карандаш, чтобы учесть при серийном производстве в дальнейшем.

Недоработок, впрочем, раз-два и обчелся: контроль, помноженный на два, дает о себе знать.

На первых порах двери вагонов заклинивало, если пассажиры в часы пик их придерживали, и транспорт отправляли в депо. «Систему противозажатия», однако, довели до ума, настроив интеллектуальное управление этим устройством.

«Юбилейный» компьютеризован от и до подобно ракете, как и все поезда нового поколения. Он состоит из восьми вагонов (на других линиях питерской подземки составы короче), но управлять этой вереницей длиной полторы сотни метров куда легче. В его электронный мозг зашита информация об особенностях пути, который предстоит совершать, и система, которая помогает останавливать состав на платформе в нужной точке...

Когда старший мастер депо, осмотрев все в сотый раз, скажет заветное «да», останется сдать последний экзамен. Состав бегает взад-вперед на парковых обкаточных путях: машинист проверяет его на тормозных режимах, оценивает ходовые качества. После чего, если все в порядке, электропоезд встает на родную линию метро и проходит проверку уже там, покружив не менее 100 км (длина ветки - 29,6 км) без пассажиров. На все испытания дается двадцать рабочих дней...

Вместе с Максимом Макаровым, исполняющим обязанности машиниста-инструктора, заходим перед обкаткой в головной вагон. Поезда этой серии движутся плавнее и бесшумнее, а двигатель асинхронного типа, действующий как генератор, дает возможность сэкономить до 30% энергии. Салоны просторнее и благодаря светодиодным лампам освещены лучше, там принудительная вентиляция, а не дедовские «черпаки», гребущие воздух при движении.

Двери открывает электрический привод, а не пневматика. Кабина машиниста светлее и удобнее, а его действия фиксирует система видеонаблюдения (по четыре глазка установлены и в каждом вагоне). «Поначалу некоторых это напрягало, - добавляет Максим Макаров, - а потом ничего, освоились...»

Пассажиры тоже стали привыкать к «юбилейным» красным составам, вытесняющим «ветеранов» - некоторые из них проработали добрых полвека. Ожидается, что к концу года «Автово», обслуживающее первую линию, будет иметь пятнадцать таких «компьютеров на колесах» - это четвертая часть деповского подвижного состава. А к чемпионату мира по футболу-2018 полностью обновится депо «Невское»: на зеленой, Невско-Василеостровской, ветке метро будут ходить исключительно новые электровагоны типа «НеВа».

#метро #подвижной состав #испытания

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Битва Петербурга и Ленобласти за выезд из Нового Мурино продолжается
21 Января 2019

Битва Петербурга и Ленобласти за выезд из Нового Мурино продолжается

Проект выезда из жилого комплекса уже готов, но план строительства утвердить пока не могут. Разбираемся, почему.

В Петербурге растет спрос на самостоятельные путешествия
15 Января 2019

В Петербурге растет спрос на самостоятельные путешествия

Гости Северной столицы не стремятся обращаться в турфирмы и экскурсионные бюро.

Ржевка. История забытого края
20 Декабря 2018

Ржевка. История забытого края

Район знал и лучшие времена. Местные жители считают это место самым неблагоустроенным в городе. Здесь есть свои природные красоты, но на содержание их не хватает денег.

Подземные сдвиги. Смольный расставил приоритеты в строительстве метро
17 Декабря 2018

Подземные сдвиги. Смольный расставил приоритеты в строительстве метро

Правительство города утвердило обновленную схему развития «подземки». Одну из линий укоротили, а строительство многих станций отложили.

Музей-квартира Максима Горького столкнулся с трудностями
14 Декабря 2018

Музей-квартира Максима Горького столкнулся с трудностями

Мы узнали, почему задерживается создание музея из квартиры писателя на Кронверкском проспекте, 23.

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

В Выборгском замке обнаружили загадочный «тайный дом»
06 Сентября 2018

В Выборгском замке обнаружили загадочный «тайный дом»

В ходе археологических работ на южном валу найден один из самых загадочных объектов Замкового острова.