2Vtzqv4Hz9U

Новая жизнь усадьбы. Кто станет владельцем бывшей Парголовской мызы?

ВНИИ токов высокой частоты больше нет. По крайней мере как научной и экспериментальной производственной площадки. От института, основанного в 1947 году и внесшего в свое время огромный вклад в развитие науки и промышленности, осталось только название. Именно так оценивает ситуацию нынешний гендиректор ВНИИТВЧ Олег Громов.

Новая жизнь усадьбы. Кто станет владельцем бывшей Парголовской мызы? | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

– Увы, институт оказался в числе научных учреждений и предприятий, которые были успешны в советское время, но не пережили пришествия капитализма. Он долго пытался держаться, но последние десять-пятнадцать лет все больше приходил в упадок, – пояснил Олег Юрьевич.

Все научные компетенции института переданы другим учреждениям. В штате ВНИИТВЧ осталось два научных сотрудника, да и те работают по совместительству. Их задача – систематизация и передача архивов института на государственное хранение. Таково решение управляющей компании «РТ-Капитал», входящей в холдинг «Ростех».

– Сегодня наша основная цель, как бы это странно ни звучало, – сохранение комплекса зданий усадьбы, которые находятся в нашей собственности и являются объектами культурного наследия федерального значения, – отмечает Громов. – Это Большой и Малый дворцы, Конный двор, Дом садовника и Туфовая арка. Словом, все то, что когда-то входило в состав Парголовской мызы.

Нынче некогда режимное закрытое учреждение, которым был институт, потеряло завесу таинственности. Помещения во дворце, который приходилось рассматривать только из-за забора, теперь сдают в аренду.

– Нам ведь надо себя как-то содержать, – поясняет Олег Громов. – КГИОП постоянно требует, чтобы мы отреставрировали принадлежащие нам здания, но у нас нет на это средств. Нам хватает денег только на то, чтобы поддерживать в приемлемом состоянии инфраструктуру, электрические и тепловые сети. Что касается наших арендаторов, то в основном они так или иначе связаны со сферой культуры – от фотографов до студии художественной гимнастики...

Кстати, никаких особо изысканных интерьеров, способных поразить воображение, в Большом дворце нет. Объясняется все просто: дворец, который начали строить перед самой Первой мировой войной, просто не успели закончить. Поэтому отделкой занялись только в 1920-х годах, перед тем как здесь разместился дом отдыха Союза пищевиков.

Во время блокады здесь находился запасной штаб Ленинградского фронта, в конце войны – госпиталь для выздоравливающих офицеров. После того как в мае 1948-го дворец и окружающую его закрытую территорию занял ВНИИТВЧ, здание Большого дворца частично перестроили внутри.

Нынче его полюбили кинокомпании. Для съемки фильмов про военное и послевоенное время декораций практически не требуется, все готовое, подлинное. В том числе и кабинет основателя института Валентина Петровича Вологдина...

Обо всех деталях истории усадьбы можно узнать на экскурсиях, которые проходят по территории ВНИИТВЧ и по Большому дворцу каждые выходные. Даже несмотря на пандемию. Анонсы – в социальных сетях, а дальше уже работает «сарафанное радио». Занимается всей дворцовой культурной деятельностью краевед Виктория Демидова.

– Мы показываем усадьбу и сохранившиеся объекты, в том числе знаменитую туфовую арку, которая запечатлена на многих дореволюционных фотографиях, – поясняет Демидова. – Увы, сейчас она замурована с обеих сторон и превращена в склад. Готовим расширенную экскурсию по Большому дворцу, чтобы попытаться показать задумку его создателя – архитектора Степана Кричинского. Бальный зал уже можно увидеть в его прежних объемах: его освободили от производственного оборудования.

Небольшую музейную экспозицию, которая была во дворце, передали в школу № 482, что в новом районе у станции метро «Парнас». Там она станет основой краеведческой экспозиции. А в самом дворце – точнее, в нескольких его парадных залах – теперь проходят выставки. Перед Новым годом их открылось сразу несколько.

Свой вернисаж «Шуваловский парк – уголок отрады» представил Сергей Скворцов – инженер-энергетик, увлекшийся фотографией.

– Живу на улице Шишкина в доме, стоящем на земле, которая когда-то принадлежала моему деду – первому председателю колхоза в Парголове, – говорит Сергей Борисович. – Люблю Финское озеро, Шуваловский парк, хотя он в последнее время и сильно изменился. Многие некогда узкие тропинки превратились в широкие аллеи, а вплотную к парку встали многоэтажные новостройки...

В соседнем зале Большого дворца – виды парка глазами современных авторов. Это работы Марии Жервэ, художника-реставратора монументальной живописи Государственного Эрмитажа, и молодых мастеров Ксении Истоминой и Андрея Добрынина. Они два года назад окончили Академию художеств. Из окон их высотного дома на Заречной улице видна гора Парнас... Там же представлены акварели жительницы Парголова Яны Дук «В графском парке».

Еще одна экспозиция рассказывает о здании, расположенном напротив Большого дворца. Это так называемая Желтая дача Месмахера. Широкой публике впервые представлены архивные документы: два контракта, 1899 и 1909 годов, которые заключил Георг Месмахер на аренду участка земли Парголовской мызы с правом строительства загородного дома. В обоих документах обозначено: если арендатор не вносит деньги в срок (в начале марта – сразу за год), то лишается права аренды, а все постройки переходят к владельцам усадьбы.

Георг Месмахер, получив юридическое образование, служил в Училище технического рисования барона Штиглица, где директором был его брат архитектор Максимилиан Месмахер. Он и возвел в 1900 – 1902 годах здание, похожее на сказочный терем. Ныне Желтая дача является объектом культурного наследия регионального значения.

ВНИИТВЧ продал ее на торгах как «непрофильный актив». Естественно, новый собственник получил в «нагрузку» обременение: отреставрировать постройку, которая находится в весьма плачевном состоянии.

Стоит ли сегодня вопрос о продаже других зданий, принадлежащих ВНИИ токов высокой частоты? По словам директора института, окончательное решение управляющая компания пока не приняла. Сейчас переходный период, который продлится год-полтора. Затем усадьба будет либо продана другому владельцу, либо передана городу на взаимовыгодных условиях. Но требования государства к новому владельцу, связанные с охранным статусом зданий, никуда не денутся.

#усадьба #архитектура #исторические здания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 3 (6841) от 13.01.2021 под заголовком «Усадьба в переходный период».


Комментарии