Ни вокзала, ни причала. Речной порт Петербурга выглядит постыдно убого

Тринадцатый апелляционный арбитражный суд вынес несколько неожиданное решение, согласно которому три причала на проспекте Обуховской Обороны, 106, ранее входившие в комплекс Речного вокзала, должны быть приватизированы их прежним арендатором. И если Смольному не удастся отстоять права на эти причалы в суде более высокой инстанции, они окончательно «уплывут» в частные руки.

Ни вокзала, ни причала. Речной порт Петербурга выглядит постыдно убого | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Если резюмировать решение арбитража, изложенное более чем на десятке страниц, оно сводится к признанию недействительным распоряжения комитета имущественных отношений (КИО) Петербурга по поводу передачи в оперативное управление Агентству внешнего транспорта недвижимого имущества в виде трех причалов, а также обязательства КИО в двухмесячный срок принять решение об условиях их приватизации. Иными словами, суд отменил решение младшей арбитражной инстанции и обязал Смольный определиться с условиями приватизации причалов в пользу ранее арендовавшей их компании «Анхель».

История эта с «бородой»: «Санкт-Петербургские ведомости» о ней уже писали. И во многом показательна, поскольку вполне отражает дух времени. Напомним, комплекс Речного вокзала Петербурга строился на проспекте Обуховской Обороны в период с 1962-го по 1974 год и в окончательном виде включал в себя причалы, пассажирский терминал и 16-этажную гостиницу «Речная». Увы, но в 2012-м терминал и отель, которому в свое время пытались присвоить звание памятника архитектуры, снесли – на их месте сейчас подпирает небо 24-этажный жилой дом. А вот причалы остались – к ним до сих пор швартуются речные круизные суда. Но...

Еще в 2015 году их на пять лет сдали в аренду «прописанному» в Угличе Ярославской области ООО «Анхель». До сих пор не очень понятно, как зарегистрированное только в октябре 2014 года общество с уставным капиталом 10 тыс. рублей и персоналом, по данным kartoteka.ru, состоящим из... одного человека, добилось аренды имущества в Северной столице, оцениваемого в десятки миллионов рублей. Однако его владелец со временем начал претендовать на преимущественное право приватизации причалов, а Петербург – настаивать на необходимости их передачи в собственность города.

А поскольку сооружения до недавнего времени находились в федеральной собственности, до лета 2019 года попытки установить контроль над ними были безуспешны.

Однако около двух лет назад Москва все же отдала причалы Петербургу. А их арендаторы пошли в суд, настаивая на ущемлении прав. Процесс был долгим и противоречивым (в деле, в частности, присутствуют взаимоисключающие друг друга экспертные заключения о статусе причалов и самого порта), однако теперь картина стала ясной. И если в ближайшее время Петербург не докажет право на распоряжение этой собственностью по своему усмотрению, ему придется продать причалы «Анхелю».

Тут, конечно, вопрос принципа. Однако стоит ли овчинка выделки? Ведь после того, как были снесены пассажирский терминал и гостиница «Речная», на бывшей территории Речного порта фактически остались голые причальные стенки. Строить там капитальные сооружения негде и нельзя, а значительная часть судов давно уходит в Уткину заводь (Октябрьская набережная, 31) и на причал Соляной (Октябрьская набережная, 29а). А потому и постыдный для Петербурга вопрос отсутствия Речного вокзала начали решать совсем в другом месте.

Еще в 2018 году в Смольном сделали вывод о том, что «для размещения нового комплекса Речного вокзала единственным вариантом является акватория Невы в районе Рыбацкой заводи и прилегающая инфраструктура в Невском районе». То есть территория за вантовым мостом. Более того: на Петербургском международном экономическом форуме того же года было заключено предварительное инвестиционное соглашение, а международная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers подготовила концепцию развития направления речных круизов.

Предполагалось, что за вантовым мостом должен появиться комплекс из пяти причалов и трехуровневый торговый центр, в результате чего весь район получит развитие. Однако идея так и осталась нереализованной. Во многом этому способствовали и события предыдущего года, когда явно было не до масштабных проектов стоимостью пару миллиардов рублей.

Нужен ли Речной вокзал городу в принципе? Ведь уже десять лет как живем без него. А туристы хоть и жалуются постоянно на отдаленность причалов в Уткиной заводи и на Соляном – все равно туда едут. С точки зрения престижа, конечно, Петербург даже на российском уровне выглядит здесь не то чтобы бледно – никак. Ведь в любом мало-мальски причастном к речному туризму городе страны речные вокзалы есть. А в Москве в сентябре пандемийного 2020 года с помпой сдали в эксплуатацию отреставрированный с иголочки Северный речной вокзал.

Построенный в 1937-м, с 2009 года он фактически был заброшен, однако несколько лет назад столичные власти получили его в собственность. И, вложив из бюджета более 4,7 млрд рублей (из них 1,3 миллиарда потрачено на реставрацию исторического здания), получили не только вокзал, но и большую, хорошо обустроенную территорию, которую теперь с удовольствием посещают и пассажиры, и сами москвичи. А у нас? Появившаяся в 1974 году гостиница «Речная», может, и не была архитектурным достижением, но свои задачи решала. И снесли ее вовсе не потому, что она так уж устарела: бывшая «Советская», к примеру, возведена в 1967 году, а отель «Санкт-Петербург» открылся в 1970-м. И ничего, до сих пор неплохо работают...

На самом деле мало кто сомневается в том, что современный Речной вокзал Петербургу нужен. Да, конечно, туристов в круизы можно отправлять и с окраин – пусть посмотрят на места, где труба гудком зовет на завод. Однако почему-то для дорогих в прямом смысле пассажиров первый круиз самого современного на сегодня российского лайнера «Мустай Карим» в нашем городе начался в 2020-м не из Уткиной заводи, а от причала на Английской набережной...

#речной вокзал #порт #причал

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 56 (6894) от 01.04.2021 под заголовком «Ни вокзала, ни причала».


Комментарии