2Vtzqv4Hz9U

Ни станков, ни автоматов. Что строят на Петроградской стороне?

Окрестности станции метро «Чкаловская» – одно из любимых застройщиками мест. Вроде и центр, но городских чиновников мало заботит, что они тут строят: здесь появляются дома абсолютно разной и не сочетающейся друг с другом архитектуры. Пример – новостройка на Малой Разночинной улице, 10.

Ни станков, ни автоматов. Что строят на Петроградской стороне? | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Это один из самых пострадавших уголков Петроградской стороны. Тому виной в прежние годы была ретивая хозяйственная деятельность руководства завода станков-автоматов имени Свердлова. На закате советской власти их экономические аппетиты пытались умерить градозащитники (тогда, впрочем, этого слова еще не было). В 1987 году по заказу завода были снесены два дореволюционных здания на Большой Разночинной улице: одноэтажная дача Изенталь в стиле неоготики, числившаяся памятником, и доходный дом постройки довольно известного архитектора Шёне в стиле модерн...

«Администрация завода требовала дальнейшего расширения территории, категорически отказываясь выезжать на окраины. Общественность и управление ГИОП вмешались, когда уже был начат снос доходного дома. Однако несколько предписаний охранного ведомства об остановке работ, запрет прикасаться к даче не спасли здания от гибели: однажды ранним утром, когда все еще спали, по прямому приказу директора завода Лаврова левый брандмауэр дома Шёне тихо обрушили прямо на дачу Изенталь», – вспоминают активисты группы спасения на сайте градозащитной организации «Экология рядовой архитектуры».

К чему это воспоминание? А к тому, что там уже нет никакого завода станков-автоматов. Его большой корпус, ради которого снесли доходный дом и дачу Изенталь, превратили в торговый комплекс «Чкаловский», на месте соседнего цеха строят гостиницу, а территорию между Малой Разночинной и Пионерской улицами заняли жилым домом от группы RBI.

Прежде чем участок достался RBI, предприятие – как юрлицо ОАО «Завод станков-автоматов» – произвело зачистку. Снесли советские и дореволюционные здания, но при этом оставили старинный флигелек с высокой мансардой, обращенный к Малой Разночинной. Проект жилого дома также был разработан по заказу завода. Этим занималось ООО «Архитектурное бюро «Проспект» (по данным kartoteka.ru, на 70% принадлежит проектировщику Александру Шендеровичу). Позднее RBI купила готовую документацию.

Проект состоял из трех основных частей. Основной новый корпус расположился вдоль Малой Разночинной улицы. Он восьмиэтажный, с курдонером. Окна по дому расположены без объяснимого архитектурой принципа: кое-где их множество близко друг к другу, где-то они имеют широкие простенки, где-то скошены сверху, отличается и высота оконных проемов. Вторая часть проекта – капитальный ремонт того самого флигеля с мансардой. Его лицевая секция осталась двухэтажной с выразительной мансардой, но почти сразу за люкарнами появилась отвесная стена нового объема. Третья часть – фасад, обращенный на Пионерскую улицу. Старый был снесен осенью 2017 года, а взамен появился новый. Видимо, как дань памяти первый этаж новостройки по вторил архитектуру... советского забора, который стоял вдоль тротуара. Сам фасад, как и прежний советский, отстоит от красной линии, создавая дыру в ровной линии застройки.

Читатели наверняка уже могли составить мнение о RBI: некоторые его проекты в центре вызывают одобрения (как дом творчества на 2-й Советской улице, 4б, или жилой дом на проспекте Чернышевского, 4), а некоторые – критику (как комплекс на Большой Посадской, 12, или недавний дом в Полтавском проезде, 3, ворвавшийся в ансамбль Феодоровского собора). Свежая постройка на Малой Разночинной оказалась во второй группе.

«Изначально проект позиционировался так, что просто обязан был выглядеть более стильно и дорого. А получилось заурядное административное здание», – полагает петербуржец Артем Сухинин. Георгий Ермолаев тоже помнит громкие заявления девелопера: «Самым забавным было читать пафосное описание этого недоразумения на официальном сайте RBI. Там было что-то в духе «построен в лучших традициях петербургской архитектуры с элементами ампира».

«Даже рядовые здания XIX века лучше», – уверен Станислав Савушкин. Эту мысль поддержал Евгений Колпак: «Неподалеку до сноса заводом стояли два старинных дома, один из них шестиэтажный. Можно было попытаться его как-то воссоздать в новых фасадах».

По данным интернет-проекта «Архрейтинг», в рамках которого изучается мнение простых горожан о новых зданиях в центре Петербурга, жилой дом на Малой Разночинной улице, 10, получил всего-навсего 27,9% положительных голосов.

#строительство #стройка #здания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 136 (6734) от 05.08.2020 под заголовком «Ни станков,ни автоматов».


Комментарии