Незамутненный взгляд на этнос. В Петербурге прошел молодежный форум
Вообще‑то такое монументальное понятие, как «форум», мало подходило к тому, что происходило недавним сентябрьским днем в одном из новых креативных пространств города. Здесь спорили, творили, играли и приобретали самые разные новые навыки юноши и девушки, преимущественно студенты. Молодежный форум «Санкт-Петербург — территория национального согласия» состоялся в нашем городе уже в десятый раз.
Фото Дмитрия СОКОЛОВА
Формат заседания — только в самом начале. Перед участниками выступили важные спикеры, в том числе представители Федерального агентства по делам национальностей, Росмолодежи, Совета при президенте по правам человека, органов власти региона. Дальше — дискуссионная площадка в формате Public talk с участием популярных в молодежной среде блогеров, мастер-классы, тренинги и игры. И, конечно же, дискотека — куда ж без нее?
На ковре дружбы
Как пояснили организаторы форума — комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, — все эти студенты, волонтеры общественных и культурных проектов, участники национальных объединений и представители органов власти собрались, чтобы обсудить вопросы развития межнациональных отношений в молодежной среде и развитие межкультурного диалога, что особенно актуально в Год культурного наследия народов России, объявленный в 2022 году. Получилось интересно. Вопросы из зала троим спикерам — петербургскому художнику Валериусу (Валерию Иванову), блогеру Марине Товмасян и основателю фонда «Добрые люди» Дмитрию Борисову — сыпались самые разные.
— Стоит ли детям разных национальностей обучаться в одних школах? Надо ли знакомить их в течение учебного года с другими культурами?
— Однозначно — да, — отвечает Марина. — В Ашхабаде я училась в школе с ребятами разных национальностей, но мы вообще не знали, что они представляют другие народы, эти вопросы как‑то не поднимались. Я, армянка, сидела за одной партой с азербайджанкой. Когда у нас Пасха, мы делимся куличами с соседями-туркменами, когда у них Навруз, они несут нам плов… Так и узнаем о традициях — через бытовое общение. А в школе тем более легко таким образом общаться.
— До сих пор многие люди имеют представление о других культурах через стереотипы. Так и будет или все же есть технологии, как их преодолеть?
— Мне кажется, сейчас ситуация гораздо лучше, чем десять или пятнадцать лет назад. Мы больше путешествуем, и сами, общаясь, узнаем, какие люди живут в других регионах. Это и разрушает стереотипы.
Вопрос от представителя университета ветеринарной медицины:
— У нас большая страна, много разных верований и религий. В школы, институты приходят говорить с детьми православные священники, но почему не приходят представители, например, буддизма или других религий?
— Мне кажется, существуют такие проекты, по крайней мере раньше были, но я сейчас не могу сказать, где и как они реализуются, — признается Марина.
Ей на помощь приходит директор Дома национальностей Олег Карлов:
— У нас есть «Этнокалендарь Санкт-Петербурга», посвященный культурным традициям жителей города, в том числе и конфессиям. Там много ответов на вопросы по этим темам. «Этнокалендарь» размещают у себя школы, наверное, стоит и вузам их предложить…
У студентки университета Лесгафта предложение государственной важности:
— Сохранение письменности, языка играет огромную роль — нам надо издавать больше книг на национальных языках, тем более если народ малочисленный…
Под занавес дискуссии ведущий предлагает спикерам выбрать слова-ассоциации на тему межнационального общения и дружбы народов:
— Равный.
— Объединение.
— Ковер.
— Почему ковер?
— Потому что он яркий, многообразный. И у нас на ковре собираются люди, чтобы поесть, чаю попить, поговорить, обсудить важные вопросы…
Когда игра — учеба
Форум — это, во‑первых, учеба, а во‑вторых — классные увлекательные занятия. В программе двадцать бесплатных лекций и мастер-классов, каждый участник может выбрать для себя два. Волонтеры и активисты-общественники отправляются за практическими советами на лекцию «Гранты на реализацию молодежных проектов», мечтающие о своем деле — на тренинг «Бизнес как модель межнационального моста».
Парвиз Маманов приехал из таджикского города Худжанд, учится в СПбГУ на факультете международных отношений. Он уже поучаствовал в мастер-классе по ораторскому искусству и направляется на тренинг по гармонизации межнациональных отношений и ведению переговоров.
— Это очень важное умение — выступать так, чтобы донести до аудитории свою мысль, точку зрения. И это важный фактор самореализации молодых людей. Этот форум — уникальная возможность для молодежи проявить себя, развить свои навыки, реализовать творческий потенциал. Здесь очень интересно, — говорит Парвиз.
Кто‑то выбирает полезное для будущей карьеры, а кто‑то — веселое, азартное и увлекательное. Или творческое. Вот девушки вышивают бисером нагрудники — процессом руководят мастерицы-общественницы от петербургского Конгресса (курултая) башкир. Рядом на полу огромная «раскраска» с абстрактными узорами — два десятка молодых художников увлеченно работают с ней. По соседству расписывают в этностиле тканевые сумки. Откуда‑то издалека доносятся звуки барабанов, с другой стороны нежно звенят струны финно-угорского инструмента кантеле. Здесь кидают кости (бурятская национальная игра), а там — камешки (армянская забава). И это тоже мастер-классы.
Традиционному чукотскому танцу девушек учит ассистент кафедры палеоазиатских языков, фольклора и литературы педагогического университета Зоя Туре, ей помогают артисты студенческого ансамбля песни и танца народов Севера «Энер» («Звезда»). Она объясняет смысл каждого движения, каждого образа — у учениц получается очень красиво. Участники мастер-класса по монгольской каллиграфии во главе с каллиграфом Оксаной Жербановой устроились подальше от шума и музыки — это дело требует тишины и усидчивости.
В «кухонной зоне» на втором этаже команды заняты приготовлением национальных блюд под руководством профессиональных поваров. Двадцать порций татарского чак-чака уже унесли вниз — угощать остальных участников. После небольшого перерыва на мытье посуды и уборку рабочего стола к делу приступает вторая команда.
На соседнем пятачке готовят грузинскую закуску пхали.
— Я кулинарить очень люблю, но вот с грузинской кухней, по сути, в первый раз знакомлюсь, — говорит Юлия Мельник, первокурсница гидрометеорологического института, будущий эколог. — Пхали готовить оказалось несложно, особенно когда есть пошаговый рецепт и руководство от шеф-повара. Теперь буду делать это блюдо дома.
— Здесь все очень вкусное и полезное, — подчеркивает повар Василий Фатьянов. — Много зелени (кинза, мята, укроп, петрушка, шпинат), плюс чесночок, перец чили, красный лук, хмели-сунели, перец, соль. Ну и грецкий орех, конечно. Получается яркий вкус. Все знают, что грузинская культура — это прежде всего радушие и общение с друзьями за столом с вкусной едой…
Молодежь с горящими глазами
Мастер-класс по живописи по авторской технологии ведет художник Валериус:
— Это моя авторская технология «царапки» — на картоне ножичком делаются углубления, а потом в них втирается краска. Проявляется картина, которую могут считывать даже слепые люди, потому что она осязаема.
Подобные мастер-классы Валериус нередко проводит в детских домах, хосписах, работает с детьми, изъятыми из семей. Вчера, например, занимался арт-терапией с ребятишками в Агалатове… И еще он проиллюстрировал книгу сказок народа водь.
— Водь — самый малочисленный народ в Ленинградской области. Сейчас вожан насчитывается 33 человека, они живут в деревне Лужицы Кингисеппского района, — рассказывает Валериус. — Я сделал иллюстрации к 14 сказкам сборника в рамках проекта «Народ земли». Это будет книга-раскраска…
Одна искусствовед определила стиль Валериуса как «этно-инфанс»: «этно» — этнический, «инфанс» — чистый, незамутненный.
— Я сам родился в Башкирии, на южном Урале. Этнические истории для меня важны — я на них вырос. У меня была замечательная бабушка, она прожила 105 лет. В моих узорах можно увидеть отражение арабской вязи из бабушкиных книг и молитв…
Первокурсник университета технологий управления и экономики будущий юрист Максим Девятовский с готовностью делится впечатлениями от форума:
— Тут здорово. Я побывал на мастер-классе по бизнесу и освоил армянскую игру в камни — и то и другое было увлекательно.
А ведущий тренинга «Выиграть или проиграть — как договориться в многонациональном обществе» московский эксперт Сергей Грибакин (сам он называет себя «экспертом по клиентолюбию») дает в свою очередь высокую оценку слушателям:
— Ребята с горящими глазами — это самое классное, что сегодня было. Дети, которые полны решимости что‑то менять. Они задают хорошие, умные и важные вопросы, говорят про большие цели, они хотят сделать жизнь лучше. С такими можно не бояться за будущее нашей страны.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (7268) от 04.10.2022 под заголовком «Незамутненный взгляд на этнос».
Комментарии