Невод с ластоногими. Из-за чего в Финском заливе погибли тюлени?

Интернет взорвало сообщение Центра спасения тюленей: в Курортном районе на берег Финского залива выброшены два десятка мертвых животных. Тут же на странице фото — туши балтийских серых тюленей, среди которых две взрослые особи и несколько подростков. Один из тюленей лишен головы - будто гильотиной срезало. Ниже - сотни гневных комментариев.

Невод с ластоногими. Из-за чего в Финском заливе погибли тюлени? | Серым тюленям невдомек, что их проблемы обсуждают федеральные службы. ФОТО АВТОРА

Серым тюленям невдомек, что их проблемы обсуждают федеральные службы. ФОТО АВТОРА

Хотя мне понятны чувства неравнодушных граждан, первая мысль была: как велика у людей сила прецедентного мышления. Проще говоря, мы переживаем о том, что видим. Грохочущая музыка на берегу залива в уик-энд или светящаяся высотка вызывает в сотни раз больше смертей в животном мире, чем самый матерый браконьер. А каждая пластиковая подложка для огурцов оплачена чьей-то жизнью (учитывая, что нефть сейчас активно добывают на шельфе, то не исключено, что тюленьей).

Другой вопрос, что смерти бывают неизбежными, а бывают следствием халатности.

Напомню, что в нашем регионе встречается два вида тюленей - кольчатая нерпа населяет и Финский залив, и Ладогу, серый тюлень встречается только в заливе. Оба вида уничтожают ежедневно. Это абсолютный факт. Говоря об этом, я имею в виду гибель тюленей при промышленном лове рыбы. Промысел, в частности, развит вблизи Петербурга, где уже не раз выбрасывало туши.

Года два назад мне довелось работать в одном природоохранном проекте. Его целью был сбор данных о птицах и морских млекопитающих Финского залива, составляющих так называемый прилов. По сути, это животные, погибшие от того, что запутались в рыболовных сетях и иных орудиях профессиональных рыбаков, и при этом сами не являющиеся объектом промысла.

Рыбаки охотно сообщали о птицах - чаще всего гибнут нырковые утки: морянки, хохлатые и морские чернети, гоголи. Птицы кормятся под водой на каменистых отмелях, где рыбаки традиционно ставят жаберные (ставные) сети, не замечают нейлоновой преграды и застревают в ней. Особенно много птиц гибнет во время миграций, в октябре и апреле-мае. В одной только Усть-Луге, недалеко от границы с Эстонией, за год утонули около двухсот птиц.

А вот о тюленях рыбаки говорили неохотно. Оно и понятно - все наши тюлени занесены в Красную книгу РФ, даже непреднамеренное их убийство карается штрафом. Удалось зафиксировать 28 случаев гибели тюленей в российской акватории залива, но это число занижено как минимум в несколько раз. На Ладоге ситуация аналогичная. Установить точное количество жертв невозможно, даже патрулируя пляжи, поскольку не все останки выносит на берег. То, что их во множестве обнаружили в Курортном районе (кстати, далеко не в первый раз за последние годы), - следствие сильного течения в сторону берега. Не факт, что все животные погибли в каком-то одном месте.

Тюлени, как и птицы, гибнут в ставных сетях - особенно опасны сиговые сети. Кроме того, они нередко застревают в мережах или в их усложненной разновидности - заколах. Это своеобразная конструкция, состоящая из обтянутых сетью колец и внешне напоминающая бочку. Тюлень заплывает внутрь и не может найти выход. Наиболее часто подобное происходит с детенышами.

Животные легко попадают и в сетную «кошелку», которую тянут за собой траловые суда. На Дальнем Востоке именно траловый лов привел к резкому сокращению численности сивуча (северного морского льва). У нас же на Финском заливе траловый флот в последние годы расширяется...

Но приловы - только одна сторона проблемы. К сожалению, в среде профессиональных рыбаков вполне обычно браконьерство. Рыбаки, сотрудничающие с биологами, - своеобразная элита, и они достаточно сознательны. Многие же промысловики регулярно отстреливают тюленей. Некоторые нарочно закупают сети из усиленной нити, выбраться из которых у животных нет никаких шансов. Естественно, что поймать с поличным и наказать виновных в открытом море нереально. Ни одного уголовного дела по факту отстрела тюленей до сих пор не возбуждено.

Причина браконьерства не только банальная конкуренция за рыбу. Тюлени обоих видов наносят рыбакам серьезный ущерб. Для животных менее энергозатратно кормиться рыбой из сетей, чем охотиться за ней (собственно, застревают в сетях ластоногие в момент кормежки). После такого «обеда» рыбакам остаются только рыбьи головы, тушки со вспоротым брюхом да дырявые сетки. Смех смехом, но, когда это выливается в потерю денег, рыбаки идут на крайние меры.

Не вдаваясь в оценку экономических потерь, ответим на другой вопрос - насколько велика угроза для тюленей?

На сегодняшний день популяция серого тюленя увеличивается как на Балтике в целом, так и в Финском заливе. В прошлом году мы учли на залежках почти 850 серых тюленей, что при пересчете означает 1000 - 1400 особей в российской части залива. Ладожская кольчатая нерпа учитывалась Балтийским фондом природы в 2012 году, численность также была сравнительно высока (5 - 7 тысяч). То есть обе популяции пока выдерживают нагрузку от рыболовства. Впрочем, в любой момент чаша весов может качнуться в нежелательную сторону. К тому же очевидна моральная сторона: уничтожение живой природы людей не красит.

А вот на популяции балтийской кольчатой нерпы рыболовство сказывается катастрофически. Нерп на заливе осталось несколько сотен или даже десятков. Рыбаки ставят сети вблизи двух последних крупных ее залежек в Кургальском заказнике. С недавних пор пограничники пускают рыбаков на острова Малый, Мощный и Сескар. Мы находили расстрелянных нерп на островах. Притом что урон от нерпы невелик по сравнению с серым тюленем...

Попытки ставить фотоловушки для мониторинга популяции закончились кражей приборов - очевидно, кто-то опасался разоблачения. Кроме того, в марте и апреле рыбаки ездят на аэролодках по льду вдоль Кургальского рифа, что по уровню шума близко к тому, что создает вертолетный винт. Этот грохот может заставить самок бросить новорожденных нерпят.

Самое страшное, что рыбаки в своем праве. Акватория залива имеет федеральное подчинение, а промысловые участки упразднены. То есть рыбак, купивший лицензию, официально может ловить где захочет. Даже в заказниках - местах обитания краснокнижных животных.

На форумах часто звучит один и тот же вопрос - чем можно помочь? В данном случае сделать это способно лишь государство. Покупка рыбаками специальных защищенных мереж - разовая мера, хотя она неплоха. Акустические отпугиватели против тюленей, разработанные в странах Европы для рыбных ферм, действуют по принципу отбойного молотка и стоят около полумиллиона в пересчете на рубли. Есть дешевые приборы для отпугивания китообразных от жаберных сетей («пингеры»), для тюленей они работают как звонок на обед...

Лучшее решение на сегодняшний день - разойтись с тюленями в пространстве и времени. Доказано, что тюлени не лезут в сети в темное время суток. Рыбаки, выставляющие снасти вечером и изымающие улов на рассвете, не имеют проблем с порчей рыбы. Да и птицы ночью попадаются в сети существенно реже. Кроме того, необходимо сезонно закрывать часть акватории для промышленного вылова рыбы - там, где птиц и тюленей особенно много. Новейшие данные по спутниковому и GSM-мечению тюленей, анализ их перемещений и мест кормления могли бы помочь в определении критических участков. Коль скоро положения о заказниках не работают, стоит внести изменения в правила рыболовства.

В 2017 - 2018 гг. состоялось несколько заседаний в Росприроднадзоре, где биологам удалось озвучить свои предложения чиновникам. Но сколько еще нужно времени, чтобы что-то сдвинулось с места?

P. S. Самые гневные крики в Сети звучали по поводу извергов, убивших тюленя особо жестоким образом - отрезав ему голову. Может, кого-то успокоит то, что у живого серого тюленя отрезать голову невозможно, он здорово кусается. Скорее всего, голову украли уже на суше, и, видимо, черепу предстоит украсить стол в чьем-то офисе или клубе.

Читайте также о том, что полигон «Красный Бор» забирает Министерство природы России.

#природа #экология #морские млекопитающие #Финский залив

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (6457) от 11.06.2019 под заголовком «Невод с ластоногими».


Комментарии