Несмотря на трудности, вызванные западными санкциями, в этом году экономика Ленобласти не просела

Напротив, уровень доходов, которые получила в 2023 году областная казна, оказался рекордно высоким (свыше 245 млрд рублей). Это позволило увеличить затраты на здравоохранение, образование и другие социально важные сферы.

Несмотря на трудности, вызванные западными санкциями, в этом году экономика Ленобласти не просела | ФОТО Маркуса Винклера на Unsplash

ФОТО Маркуса Винклера на Unsplash

«Нынешний год мы начинали с почти предельным дефицитом бюджета, но кропотливая точечная работа с крупными налогоплательщиками, а также с малым и средним бизнесом дала свои результаты», — сообщил журналистам глава Ленинградской области Александр Дрозденко, подводя итоги уходящего года.

Действительно, нынче область добилась неплохих показателей практически по всем ключевым направлениям. За десять месяцев индекс промышленного производства составил 107,2 %, что значительно больше общероссийского показателя.

Кроме того, уходящий год будет рекордным для Ленинградской области в плане инвестиций. На сегодняшний день у региона самый большой в России проектный портфель на сумму 6,2 трлн рублей. За год появилось 152 новых инвестиционных проекта (для сравнения, год назад их было в 2,5 раза меньше — 63).

В частности, губернатор оценил инвестиционные планы «Газпрома» на ближайшую пятилетку, в том числе строительство самого большого на северо-западе страны завода по сжижению газа (мощностью 1,5 млн тонн в год). Также было отмечено, что госкорпорация «Росатом» выбирает площадку для строительства судоверфи. А компания «Русский алюминий» готова реализовать масштабный проект по возведению в Ломоносовском районе глиноземного комбината, первая линия которого (всего их будет четыре) сможет выпускать 2,4 млн тонн нужного металлургам сырья в год.

Губернатор подчеркнул, что это предприятие необходимо российской экономике на фоне санкционного давления, которое привело к потере около 40 % алюминиевого рынка.

«Однако любые разговоры о будущем глиноземном заводе еще преждевременны, — прокомментировал ситуацию Дрозденко. — Необходимо провести проектные расчеты. Посмотреть, какие будут экологические нормы, требования, и только уже после проведения всех процедур можно будет о чем‑то заявлять. Локация также не определена. Лен­область заинтересована в минимальном воздействии на окружающую среду и выборе максимально подходящей для этого территории».

Рассказывая о новых точках рос­та, глава правительства региона упомянул сооружение второй Кольцевой автодороги (КАД-2) и широтной магистрали скоростного движения. Обе трассы пройдут и по территории области, что скажется на ее динамичном развитии.

«Важно, что по многим направлениям регион преуспел не благодаря, а вопреки сложившейся ситуации, двигаясь, так сказать, с гирями на ногах», — признал губернатор и назвал основные проблемные моменты, с которыми приходится сталкиваться в процессе работы.

В частности, налицо острый кад­ровый дефицит. Только в промышленности не хватает более десяти тысяч специалистов по 800 профессиям. Всего же в области насчитывается почти 49 тыс. вакансий.

Что касается строительной отрасли, то по вводу жилых домов, основная доля которых приходится на частный сектор, Ленинградская область входит в пятерку лидеров среди регионов России. И если она будет сдавать в год 4 млн кв. метров жилья, как планирует региональная власть, то станет первой по его строительству на душу населения.

Дрозденко также подчеркнул, что доля федеральных средств, требуемых для решения проблем обманутых дольщиков и ввода долгостроя, снижается, соответственно, нагрузка на местную казну растет. По этой причине региону нужно изыскать свыше 10 млрд рублей дополнительно.

«Тем не менее свои обязательства перед пострадавшими дольщиками мы выполним», — подвел черту губернатор.

Не менее болезненная тема — расселение аварийного жилья. Львиная доля средств на выполнение этой программы также идет из региональной казны. При этом себестоимость одного квадратного метра жилья в новостройках за последние пять лет выросла почти втрое.

Что же касается региональной программы газификации и догазификации (одной из лучших в России), этот год стал переломным — был выполнен большой объем работ. Правда, освоить все выделенные на это средства вовремя вряд ли удастся, сроки работ у строителей наверняка «поплывут». Но работа кипит — как и по программе «Водоснабжение».

Как никогда много (более 22 млрд рублей) было направлено нынче на развитие транспортной системы и строительство дорог. После долгой паузы 47‑й регион вновь стал сооружать большие мосты. И собирается сделать такой же рывок по региональным дорогам, чтобы удвоить объем их ремонта, выйдя на 500 км в год. А транспортная реформа, которая стартует в 2024 году, позволит обновить подвижной состав и запус­тить новые автобусные маршруты.

Логично, что оживление реального сектора положительно сказалось на социальном развитии области. И если еще пять-шесть лет назад в регионе насчитывалось 69 мер региональной поддержки, то сегодня их более сотни. А благодаря внедрению цифровых инструментов льготы стали персонифицированными.

По качеству жизни Ленобласть занимает седьмое место в России и вошла в десятку регионов с самым низким уровнем бедности.


#Ленобласть #экономика #доход

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (7567) от 18.12.2023 под заголовком ««Гири» росту не помеха».


Комментарии