Не петербургская техника. Как диспоузер воздействует на окружающую среду?
«Не желаете ли приобрести диспоузер к Новому году? У нас как раз акция. Вместо 26 тысяч рублей он теперь стоит 16 тысяч», — молодой мерчандайзер говорил еще что‑то и про экологию, и про сокращение расходов на вывоз мусора, и про легкость ухода за этим агрегатом, который, по его словам, «моментально обратит в труху все очистки и прочие пищевые отходы, так что они спокойно смоются в раковину.
ФОТО simon peel on Unsplash
Спорить с продавцом «при исполнении» бессмысленно. Тем более что сам он, похоже, был искренне очарован своим товаром. Между тем предлагаемый им акционный агрегат — штука далеко не безобидная. И прежде всего с точки зрения экологии и городского хозяйства.
Чтобы понять, как именно диспоузер может воздействовать на окружающую среду, следует понять особенности канализации Петербурга. Она практически не имеет сколько‑нибудь видимого уклона. Поэтому скорость движения сточных вод по трубам крайне невелика. Если при этом в стоки добавить грязи чуть больше, чем обычно, система не справится с нагрузкой. Ситуацию осложняет также тот факт, что в последние годы граждане начали экономить воду. Меньше льют, стало быть, меньше уходит в канализацию. А значит, меньше возможность самоочищения канализационных труб. Так что сотрудники «Водоканала» все чаще вынуждены вычищать из труб и коллекторов сгустки илового осадка и засоры.
А теперь легко представить себе, что произойдет с канализационной системой, если на кухнях заработают сотни тысяч диспоузеров. Тонны измельченных пищевых отходов — эдакое мерзкое пюре! — потекут по трубам. Увеличение количества засоров неминуемо. Стоит также учесть, что речь идет об органических отходах, которые быстро разлагаются, издавая при этом крайне неприятный запах.
Ныне в некоторых местах Петербурга пованивает. Так что горожане, живущие поблизости от этих мест, понимают, о чем именно идет речь.
Теоретически использование диспоузеров можно признать безопасным для сетей только там, где городские очистные станции оборудованы метантенками — специальными емкостями для осаживания и анаэробного сбраживания жидких органических отходов. В них «зреет» биогаз (метан), которым можно заправлять автомобили. Однако, как пояснили в «Водоканале Петербурга», в России такое оборудование установлено только на очистных сооружениях нескольких районов Москвы.
В Петербурге очистные сооружения не приспособлены к переработке стоков, к извлечению из них полезных фракций. Очистные «Водоканала» строились исключительно для того, чтобы загрязненные стоки не попадали в море. Существующая система водоотведения в общем справляется с приемом и очисткой хозяйственно-бытовых, промышленных, а также ливневых стоков. Но адаптировать ее к приему большой массы органики проблематично. Таково заключение специалистов.
Так что диспоузер — не петербургская техника: ни за 26, ни за 16 тысяч рублей.
Пищевые отходы в Петербурге планируют утилизировать иным способом. А именно: предполагается строительство комплексов переработки отходов, на которых органику будут отделять от общего потока бытового мусора при помощи специального оборудования (барабанных грохотов). Отделенная органика будет поступать в бетонные тоннели для аэробного (с доступом воздуха) компостирования. Полученный компост можно добавить в грунт, который будет использован в дорожном строительстве.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (7331) от 19.12.2022 под заголовком «Не петербургская техника».
Комментарии