Не очевидное, но вероятное. Президент НИУ ВШЭ в Петербурге - о городской агломерации

Еще в советское время возникло понятие агломерации. Это большие города с тяготеющими к ним территориями, иногда включающими и другие города. В результате благодаря своим масштабам агломерации становятся конкурентоспособными. Там возникают новые отрасли народного хозяйства и экономия за счет размеров, пересечения видов деятельности, обмена знаниями. Петербургская агломерация - это город Петербург и те населенные пункты, которые вокруг него естественным образом разрастаются и находятся в сфере его экономического влияния. Наш собеседник - президент национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге доктор экономических наук Александр ХОДАЧЕК.

Не очевидное, но вероятное. Президент НИУ ВШЭ в Петербурге - о городской агломерации | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Александр Михайлович, границы петербургской агломерации давно перешагнули административные границы города. Еще в 1980-х годах вы занимались планированием размещения производительных сил в городе и области. Насколько изменилась ситуация сейчас?

- В значительной степни изменилась. Теперь, с появлением скоростных поездов «Ласточка», за один час можно добраться, к примеру, из Выборга до станции метро «Удельная». Скоростные поезда ходят практически по всем направлениям, доставляя пассажиров не только в районные центры Ленинградской области, но и в города-спутники - Зеленогорск, Колпино, Ломоносов, Петергоф.

Что касается населения этих городов, оно растет только в районах массовой застройки, которая расположена достаточно компактно. Там создается какое-то количество рабочих мест, но их не так много, а население даже в рекреационных целях едет в город, поскольку там, где они живут, объекты социальной инфраструктуры на пять - семь лет отстают от ввода нового жилья.

- Конечно, жить в небольшом хорошо благоустроенном городе-спутнике гораздо приятнее и комфортнее, чем в мегаполисе. Но для этого должны быть деньги на развитие этого спутника, которые откуда-то должны взяться...

- Средства на развитие должны направляться равномерно на все территории. А у нас есть зоны, которые можно отнести к депрессивным, - я имею в виду «серый промышленный пояс» и пригородные территории, которые раньше занимали предприятия агропромышленного комплекса. Туда надо вкладывать гораздо больше средств. Это часть Петродворцового, Красносельского, Пушкинского, Колпинского районов, где строительство новых жилых кварталов осуществляется там, где раньше были сельскохозяйственные угодья. Например, микрорайон Московская Славянка - это бывшие земли совхоза «Ленсоветовский».

- Строительство с очень высокой плотностью высотного жилья в 20 - 25 этажей в бывших сельских населенных пунктах - к чему это может привести?

- К увеличению объема трафика и общественного, и личного транспорта. Потому что дороги и проезды соответствовали старым нормативам застройки. Возникают проблемы с выездами из таких микрорайонов. Например, это касается таких микрорайонов, как Усть-Славянка, а также всего муниципалитета поселок Шушары.

- В европейских городах переезд в ближние пригороды - не просто ради того, чтобы жить на природе или в семейном доме, а еще и потому, что люди получают там реальные права самоуправления...

- В пригородах европейских городов несколько другая, чем у нас, система расселения: там индивидуальное жилье, на которое ориентировано 70% жителей. Хотя сегодня ситуация меняется, поскольку появилось очень большое количество социального жилья на условиях найма (для мигрантов, беженцев, временных рабочих).

В результате население получается очень разнородное - это проблема всех больших городов и их пригородов в том числе. Возьмите, например, статистику по количеству преступлений, которые происходят в городе: больше всего их в местах массовой застройки, прилегающих к границам Ленинградской области: это Выборгский, Красногвардейский, Калининский, Невский районы. Где очень разнородный состав населения, много мигрантов, возникают проблемы. Причем рост зафиксирован на 10 - 12% за последние три года...

Что же касается права жителей на самоуправление, когда была сделана новая нарезка муниципалитетов, то выборы в органы МСУ в отличие от города с первого раза прошли во всех пригородных территориях, кроме Колпина, которое недотянуло до порога явки всего два процента. Почему? Потому что в пригородах муниципалы решали реальные проблемы жителей - топливо, благоустройство, открытие мест для сезонной торговли. И население понимало, кого и для каких целей оно избирает.

- Периферийные зеленые пространства рядом с мегаполисом - это «легкие» города. Они дают определенный баланс между городом и природой. Сейчас эти пространства все больше и больше уходят под застройку. Например, запланировано создание города-спутника Южный в Пушкинском районе. Насколько просчитаны экологические последствия этого?

- К сожалению, Петербург сегодня в два раза по площади зеленых насаждений на одного жителя отстает от Москвы. А соблюдение правил землепользования и застройки должно быть приоритетным. Необходимо сохранять пригородные лесопарковые зоны, не давать их застраивать, беречь особо охраняемые природные территории, потому что иначе мы не сможем нормально развиваться, создавать благоприятную городскую среду.

Что касается города-спутника Южный. В Пушкине есть общественное движение, которое направлено против его строительства именно по экологическим причинам. Строительство затрагивает Кондакопшинское болото, которое питает реки Кузьминку и Поповку. А те в свою очередь являются частью гидросистемы прудов в Баболовском и Александровском парках.

Пока в большей степени этот проект заявлен для привлечения средств застройщиков на условиях частно-государственного партнерства. Но территория будущего города разделена Киевским шоссе, часть территории принадлежит области (1445 га), а остальная - городу (2012 га). Поэтому здесь возникнет проблема формирования единого городского пространства. Да и транспортная инфраструктура не сформирована.

Когда земли сельхозназначения совхоза «Лесное» перевели в земли населенных пунктов, цена увеличилась в несколько раз. Теперь это лакомый кусок для застройщиков. Но город сегодня не в состоянии вложить такие деньги в инженерно-транспортную инфраструктуру (около 30 - 35 млрд руб.).

Но самое интересное, что там планируется поселить 130 тысяч жителей и создать 200 тысяч рабочих мест. Получается, рабочих мест гораздо больше, чем жителей. То есть будет еще и огромный встречный поток - из города в Южный. Как бы не случилось транспортного коллапса.

Способность Киевского шоссе ограниченна, даже с учетом его реконструкции. Полосу выделенного общественного транспорта до Южного не сделать, метро туда не придет. Остается только электропоезд, а кроме железнодорожной платформы «29-й км», больше там ничего нет. На мой взгляд, проект Южного требует серьезной экспертизы с точки зрения инженерно-транспортного обеспечения.

- Каковы наиболее перспективные направления развития периферийных территорий?

- На мой взгляд, на юг, юго-восток и юго-запад. Вряд ли на север, поскольку там уже практически нет свободных территорий.

- А как же Курортный район? Останется ли он действительно курортным? Не ждет ли его перспектива застройки высотным жильем?

- Там земля очень дорогая, поэтому девелоперы действительно пытаются извлечь из нее максимум прибыли. Пример тому - многоэтажные новостройки в том же Сестрорецке. Но там нет предприятий, которые давали бы новые рабочие места, скорее всего, район сохранит свое рекреационное значение. Исключение, пожалуй, это промзона «Каменка», находящаяся на территории Сестрорецка на стыке трех районов города - Приморского, Выборгского и Курортного. В целом же что касается приграничных территорий, то, безусловно, необходима единая стратегия их развития, особенно в рамках примыкания административных границ.

 

#агломерация #город #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (6521) от 10.09.2019 под заголовком «Не очевидное, но вероятное».


Комментарии