Навигация без туристов. Водные прогулки в Петербурге оказались убыточными

Эйфория, царившая в первые дни после начала навигации на внутренних водных путях Петербурга, постепенно сходит на нет: организаторы коротких «отдыхательно-развлекательных» туров быстро поняли, насколько им не хватает щедрого заезжего гостя. И рассчитывать на него не приходится, поскольку туристов из-за кордона летом этого года Северная столица увидит вряд ли. А когда до нас доедут жители других богатых российских регионов – неизвестно.

Навигация без туристов. Водные прогулки в Петербурге оказались убыточными | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

На днях на углу Невского проспекта и Фонтанки меня остановил бойкий парень, одетый в ярко-желтый дождевик. «Не хотите ли увидеть наш славный город с воды? – предложил он мне. – Поверьте, это стоит потраченных денег!» И, чувствуя мою положительную реакцию, тут же отправил на причал, возле которого «толпились» сразу несколько речных трамвайчиков. А сам, размахивая большой табличкой с надписью «Экскурсии по рекам и каналам», продолжил «окучивать» праздно гуляющих по Невскому.

На причале все происходило быстро. Билет был приобретен с помощью банковской карты, а набравший всего пару десятков клиентов теплоход не стал больше ждать – уже через пять минут отправился в путь продолжительностью немногим более часа. И, пока гости города смотрели по сторонам, делали фото и слушали рассказ о набережных, примечательных домах и их обитателях, я «живьем» пообщался с капитаном, назвавшимся Александром. И сразу же спросил его о видах на нынешний «урожай».

«Да какие там виды! – в сердцах воскликнул он. – Сами посудите: ходим полупустыми, только воду мутим... Если в прошлом году я работал с раннего утра до ночи, то в этом если пару-тройку раз прошел по маршруту – уже хорошо. А ему ведь (тут он ткнул пальцем в металл теплохода) все равно – расходы на его содержание только больше становятся. А где деньги-то брать, если возить некого?»...

На этом месте монолог капитана был прерван поворотом в один из каналов. И продолжился коротким, но веским заключением о том, что «не будет в этом году от навигации ни толка, ни заработка».

Статистика водных прогулок в Петербурге (под ними обычно понимают все короткие экскурсионные и развлекательные туры по воде) такова: в хороший год навигация длится 150 – 160 дней, участвует в ней около 250 судов, имеющих право на пассажирские коммерческие перевозки, а общее число обслуженных клиентов составляет примерно 2,5 млн человек. Да и денежный оборот в этом сегменте рынка, по словам президента Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимира Родионова, немал: 2,5 – 3 млрд рублей в год. В нынешнем году абсолютно все показатели, разве что кроме цены на билет, по сравнению с 2019-м уйдут в большой минус, поскольку наиболее сладкая «белоночная» часть навигации уже подходит к концу, а «самый трудный период для отрасли наступит после ее завершения». «Если город не предпримет мер по поддержке отрасли, ситуация будет очень проблемной», – сказал мой собеседник.

По его словам, старт навигации, показавший наличие отложенного спроса, а также включение отрасли в перечень пострадавших от пандемии поначалу действительно вызвали у организаторов водных прогулок некоторую эйфорию. «Однако быстро выяснилось, что в отсутствие иностранцев и туристов из других регионов спрос вовсе не тот, что в 2019-м, ряд мер, направленных на поддержку отрасли, не работает, а «пираты» как были, так и продолжают действовать», – резюмировал Родионов.

К примеру, получить льготные кредиты на выплату зарплаты речникам не удается– в целом ряде случаев банки заявляют, что лимит по этой линии уже исчерпан. «К сожалению, льготами как на федеральном, так и на региональном уровне воспользоваться не получается, поскольку в большинстве случаев поезд уже ушел», – посетовал глава ассоциации.

В результате катера и «трамваи» по воде ходят, а вот заработать на этой деятельности не удается. Спрос со сто роны местных жителей и немногочисленных приезжих слишком мал, а продолжающие действовать ограничения на экскурсионную деятельность и оказание услуг по питанию не позволяют получать дополнительные доходы. По мнению Владимира Родионова, «убытки отрасли в этом сезоне покрыть не удастся, а говорить о каких-то планах по строительству новых судов в ближайшие два-три года вообще не приходится». И даже тот факт, что в навигацию нынешнего года вышло не более половины имеющихся судов, в целом ситуацию не спасает – на берегу они продолжают плодить убытки, поскольку плату за хранение никто не отменял.

И маловероятно, что спрос будет расти. Посудите сами: обычная часовая прогулка по рекам и каналам стоит от 600 рублей, а поездка в оба конца на «Метеоре» в Петергоф – от 1,5 до 2 тысяч. А если вы хотите отправиться к фонтанам семьей? Только на дорогу на троих придется потратить как минимум 4 тысячи. Если к ним добавить еще почти полторы тысячи на входные билеты, еще чуть-чуть на мелочи – половины месячного прожиточного минимума петербуржца как не бывало. Поэтому альтернатива «Метеорам» в виде электрички и маршрутки более чем актуальна.

Впрочем, если очень хочется, а карман позволяет – добро пожаловать. Ведь и плюсы для потребителя тоже есть. Народу мало, очередей нет, выбор экскурсий и прогулок велик, а на воде да свежем воздухе любой вирус долго не живет...

#навигация #реки и каналы #туристы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (6721) от 17.07.2020 под заголовком «Подножка навигации».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.