Навигация без туристов. Водные прогулки в Петербурге оказались убыточными
Эйфория, царившая в первые дни после начала навигации на внутренних водных путях Петербурга, постепенно сходит на нет: организаторы коротких «отдыхательно-развлекательных» туров быстро поняли, насколько им не хватает щедрого заезжего гостя. И рассчитывать на него не приходится, поскольку туристов из-за кордона летом этого года Северная столица увидит вряд ли. А когда до нас доедут жители других богатых российских регионов – неизвестно.
ФОТО Марии ШЕРИХ
На днях на углу Невского проспекта и Фонтанки меня остановил бойкий парень, одетый в ярко-желтый дождевик. «Не хотите ли увидеть наш славный город с воды? – предложил он мне. – Поверьте, это стоит потраченных денег!» И, чувствуя мою положительную реакцию, тут же отправил на причал, возле которого «толпились» сразу несколько речных трамвайчиков. А сам, размахивая большой табличкой с надписью «Экскурсии по рекам и каналам», продолжил «окучивать» праздно гуляющих по Невскому.
На причале все происходило быстро. Билет был приобретен с помощью банковской карты, а набравший всего пару десятков клиентов теплоход не стал больше ждать – уже через пять минут отправился в путь продолжительностью немногим более часа. И, пока гости города смотрели по сторонам, делали фото и слушали рассказ о набережных, примечательных домах и их обитателях, я «живьем» пообщался с капитаном, назвавшимся Александром. И сразу же спросил его о видах на нынешний «урожай».
«Да какие там виды! – в сердцах воскликнул он. – Сами посудите: ходим полупустыми, только воду мутим... Если в прошлом году я работал с раннего утра до ночи, то в этом если пару-тройку раз прошел по маршруту – уже хорошо. А ему ведь (тут он ткнул пальцем в металл теплохода) все равно – расходы на его содержание только больше становятся. А где деньги-то брать, если возить некого?»...
На этом месте монолог капитана был прерван поворотом в один из каналов. И продолжился коротким, но веским заключением о том, что «не будет в этом году от навигации ни толка, ни заработка».
Статистика водных прогулок в Петербурге (под ними обычно понимают все короткие экскурсионные и развлекательные туры по воде) такова: в хороший год навигация длится 150 – 160 дней, участвует в ней около 250 судов, имеющих право на пассажирские коммерческие перевозки, а общее число обслуженных клиентов составляет примерно 2,5 млн человек. Да и денежный оборот в этом сегменте рынка, по словам президента Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимира Родионова, немал: 2,5 – 3 млрд рублей в год. В нынешнем году абсолютно все показатели, разве что кроме цены на билет, по сравнению с 2019-м уйдут в большой минус, поскольку наиболее сладкая «белоночная» часть навигации уже подходит к концу, а «самый трудный период для отрасли наступит после ее завершения». «Если город не предпримет мер по поддержке отрасли, ситуация будет очень проблемной», – сказал мой собеседник.
По его словам, старт навигации, показавший наличие отложенного спроса, а также включение отрасли в перечень пострадавших от пандемии поначалу действительно вызвали у организаторов водных прогулок некоторую эйфорию. «Однако быстро выяснилось, что в отсутствие иностранцев и туристов из других регионов спрос вовсе не тот, что в 2019-м, ряд мер, направленных на поддержку отрасли, не работает, а «пираты» как были, так и продолжают действовать», – резюмировал Родионов.
К примеру, получить льготные кредиты на выплату зарплаты речникам не удается– в целом ряде случаев банки заявляют, что лимит по этой линии уже исчерпан. «К сожалению, льготами как на федеральном, так и на региональном уровне воспользоваться не получается, поскольку в большинстве случаев поезд уже ушел», – посетовал глава ассоциации.
В результате катера и «трамваи» по воде ходят, а вот заработать на этой деятельности не удается. Спрос со сто роны местных жителей и немногочисленных приезжих слишком мал, а продолжающие действовать ограничения на экскурсионную деятельность и оказание услуг по питанию не позволяют получать дополнительные доходы. По мнению Владимира Родионова, «убытки отрасли в этом сезоне покрыть не удастся, а говорить о каких-то планах по строительству новых судов в ближайшие два-три года вообще не приходится». И даже тот факт, что в навигацию нынешнего года вышло не более половины имеющихся судов, в целом ситуацию не спасает – на берегу они продолжают плодить убытки, поскольку плату за хранение никто не отменял.
И маловероятно, что спрос будет расти. Посудите сами: обычная часовая прогулка по рекам и каналам стоит от 600 рублей, а поездка в оба конца на «Метеоре» в Петергоф – от 1,5 до 2 тысяч. А если вы хотите отправиться к фонтанам семьей? Только на дорогу на троих придется потратить как минимум 4 тысячи. Если к ним добавить еще почти полторы тысячи на входные билеты, еще чуть-чуть на мелочи – половины месячного прожиточного минимума петербуржца как не бывало. Поэтому альтернатива «Метеорам» в виде электрички и маршрутки более чем актуальна.
Впрочем, если очень хочется, а карман позволяет – добро пожаловать. Ведь и плюсы для потребителя тоже есть. Народу мало, очередей нет, выбор экскурсий и прогулок велик, а на воде да свежем воздухе любой вирус долго не живет...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (6721) от 17.07.2020 под заголовком «Подножка навигации».
Комментарии