Национальные интересы в Арктике: модернизация атомного ледокольного флота
Три новых атомохода проекта 22220, построенных на Балтийском заводе, сопровождают суда в арктических морях и устье северных рек. Еще три судна этого класса, самых крупных и мощных в мире на сегодняшний день, находятся в разной стадии готовности. Побывав на предприятии, помощник президента Николай Патрушев, возглавивший Морскую коллегию РФ, ознакомился с ходом работ по их постройке. И сделал ряд заявлений относительно атомного ледокольного флота России и грузопотока на Севморпути.
ФОТО Рixabay
Строительство дорогостоящих атомных ледоколов может позволить себе далеко не каждая страна, отстаивающая в Арктике свои национальные интересы. А в российском секторе Арктической зоны действует, как известно, крупнейшая группировка атомоходов. И этот флот в последние годы стараниями петербургских корабелов и при поддержке государства активно обновляется.
В его состав входят сегодня семь атомоходов (включая головной проекта 22220 «Арктика» и два серийных судна того же проекта «Сибирь» и «Урал»), а также атомный лихтеровоз «Севморпуть». Учитывая задачи, связанные с растущим объемом грузоперевозок на этой высокоширотной морской трассе, «великолепная семерка», однако, загружена до предела и нуждается в подкреплении.
Линейку строящихся в Петербурге атомоходов, потенциал которых необыкновенно широк, скоро пополнит также ледокол «Россия» проекта 10510 («Лидер») с еще более мощной ядерной силовой установкой, создаваемый на дальневосточном судозаводе «Звезда». Но и этого может не хватить, ведь старые атомоходы «50 лет Победы», «Вайгач», «Ямал» и «Таймыр», много лет работающие в Арктике, придется постепенно выводить из эксплуатации.
Между тем грузопоток в этом стратегически важном транспортном коридоре год от года удается наращивать. За последние десять с лишним лет он вырос там почти в 10 раз. По итогам прошлого года он составил 36,2 млн тонн, что на 250 тыс. тонн больше предусмотренного планом. А к концу 2024‑го этот показатель может достичь на трассе Севморпути 40 млн тонн, полагают специалисты «Росатома» — оператора флота, отвечающего за данное направление.
Но и это, конечно, не предел.
Правда, для увеличения группировки атомоходов, требующего значительных финансовых затрат, нужен более точный долгосрочный прогноз объемов перевозимых в арктических морях грузов, отметил Николай Патрушев. А для этого необходимы серьезные аналитические выкладки, учитывающие реализацию сырьевых проектов в Арктической зоне РФ, развитие там портовой инфраструктуры, обеспечение безопасной навигации на всей студеной морской трассе и решение других важных вопросов. В частности, сооружение новых объектов на мелководных участках Енисея и Обской губы, где могут проходить, меняя осадку (в отличие от предшественников), атомоходы проекта 22220.
Но при этом важно еще и вовремя завершить постройку очередных серийных атомоходов, в которых нашли воплощение многие смелые инженерные решения, подчеркнул руководитель Морской коллегии РФ. Три из этих судов — «Якутия», «Чукотка» и «Ленинград» — корабелы старательно доводят до ума (на первом они ведут швартовные испытания).
Кроме того, подписан контракт на строительство еще одного атомного ледокола проекта 22220, получившего название «Сталинград». А недавно, подписав с «Атомфлотом» еще один контракт, сотрудники Балтийского завода, напомним, приступили к работам по строительству многофункционального судна технологического обслуживания атомоходов нового поколения. Новинка предназначена для перезарядки топливом ядерных реакторов, которые действуют на атомоходах и плавучих энергоблоках, тоже создаваемых на этом предприятии.
Читайте также:
Буксиры на «поводке»: петербургские корабелы запатентовали уникальную технологию
Тест для «умных» паромов. На Финском заливе идёт апробирование безэкипажного судовождения
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (7755) от 24.09.2024 под заголовком «Линейка атомоходов пополняется».
Комментарии