​Перезагрузка большого пути: как будет развиваться трансарктический коридор

Трансарктический коридор, то есть маршрут, связывающий восточную и западную части страны (точнее, Петербург и Владивосток) через северные моря, получит большое развитие. Но, чтобы он превратился в одну из основных транспортных магистралей России, предстоит многое сделать, заявил помощник президента РФ председатель Морской коллегии Николай Патрушев на совещании, посвященном этому масштабному проекту.

​Перезагрузка большого пути: как будет развиваться трансарктический коридор | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Частью громадного трансарктического коридора, который используется пока мало и не вполне эффективно, становится Северный морской путь. На укрепление этого логистического маршрута, благодаря которому Северо-Запад России получает кратчайший выход на Дальний Восток, направлен федеральный проект «Развитие Большого Северного морского пути», реализуемый в составе нац­проекта «Эффективная транспортная система».

Объем грузоперевозок по нему к 2030 году должен превысить 100 млн тонн в год. Такая амбициозная задача, поставленная правительством страны, прозвучала на Международном арктическом форуме-2025, в работе которого принял участие глава государства. Но работа в этом направлении началась значительно раньше. Задумка смелая и вполне объяснимая с учетом возросшего интереса к Арктике (причем не только со стороны России) и планов по освоению этого богатого природными ресурсами края. Но ее выполнение требует огромных финансовых средств и серьезных усилий. Для этого нужно как можно быстрее укрепить отечественный ледокольный флот.

Намечены также перезагрузка морских портов на всем этом пути и продолжение дноуглубительных работ на трассе, а сами модернизируемые порты сделать ключевыми пунктами перевалки грузов на речной, железнодорожный и автомобильный транспорт, по сути, современными крупными хабами.

Такая работа в настоящее время идет, отметил Николай Патрушев. Реализуются или вот-вот стартуют инвестиционные проекты по развитию морских портов в Мурманске, Архангельске и Сабетте, по реконструкции причалов порта Дудинка и строительству портовых мощнос­тей в порту Диксон. Но это лишь начало пути: только треть арктических портов РФ имеют на данный момент железнодорожное сообщение. Да и в целом транспортной инфраструктуры в Арктической зоне России пока ощутимо не хватает. А объемы перевозки грузов за счет использования крупнотоннажных судов продолжают расти.

Кроме того, для повышения безопасности плавания в Арктике нужно применять отечественное оборудование, обеспечивающее высокую точность навигации в условиях создания помех. Необходимо также активнее строить собственный дноуглубительный флот, способный работать в арк­тических широтах, подчеркнул председатель Морской коллегии РФ. По его словам, эти планы федеральная власть стремится увязать с комплексным развитием прилегающих к морской трассе территорий и арктической шельфовой зоны. То есть морские порты трансарктического коридора, обеспечивающие прямой выход на мировые рынки и насыщение грузами внутреннего рынка, станут для приморских регионов новыми точками роста.

На Северо-Западе России проекты по обновлению крупнейших морских портов подготовлены. Так, мощности Мурманского порта, одного из ключевых на этом маршруте в ближайшие годы, будут увеличены как минимум втрое. Там появятся новые терминалы и объекты, связанные с расширением железнодорожных транспортных подходов, которые будут ориентированы на перевалку как российских, так и зарубежных грузов.

Строительство нового глубоководного района порта в Архангельске (проектной мощностью 31,4 млн тонн в год) тоже обеспечит России круглогодичный выход на зарубежные рынки в обход акваторий недружественных стран. Инвестиционные предложения по проекту и его финансово-экономическая модель подготовлены, сообщил глава региона Александр Цыбульский.

Работы по этому масштабному проекту, который оценивается в 375 млрд рублей (включая 116 млрд на создание автодороги, железнодорожных и других подводящих путей), продлятся до 2032 года, идут переговоры с китайскими партнерами. А его реализация позволит принимать грузовые суда дедвейтом до 75 тыс. тонн и осадкой до 14,5 метра, существенно больше, чем сегодня.

Читайте также:

Помощник лоцмана: в морском грузовом порту Петербурга начала действовать отечественная ИСОЛД

Петербург встречает корабелов:открылась XII конференция «Российское судостроение»


#Трансарктический коридор #Северморпуть #порт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 72 (7894) от 22.04.2025 под заголовком «​Перезагрузка большого пути».


Комментарии