Перезагрузка большого пути: как будет развиваться трансарктический коридор
Трансарктический коридор, то есть маршрут, связывающий восточную и западную части страны (точнее, Петербург и Владивосток) через северные моря, получит большое развитие. Но, чтобы он превратился в одну из основных транспортных магистралей России, предстоит многое сделать, заявил помощник президента РФ председатель Морской коллегии Николай Патрушев на совещании, посвященном этому масштабному проекту.

ФОТО Pixabay
Частью громадного трансарктического коридора, который используется пока мало и не вполне эффективно, становится Северный морской путь. На укрепление этого логистического маршрута, благодаря которому Северо-Запад России получает кратчайший выход на Дальний Восток, направлен федеральный проект «Развитие Большого Северного морского пути», реализуемый в составе нацпроекта «Эффективная транспортная система».
Объем грузоперевозок по нему к 2030 году должен превысить 100 млн тонн в год. Такая амбициозная задача, поставленная правительством страны, прозвучала на Международном арктическом форуме-2025, в работе которого принял участие глава государства. Но работа в этом направлении началась значительно раньше. Задумка смелая и вполне объяснимая с учетом возросшего интереса к Арктике (причем не только со стороны России) и планов по освоению этого богатого природными ресурсами края. Но ее выполнение требует огромных финансовых средств и серьезных усилий. Для этого нужно как можно быстрее укрепить отечественный ледокольный флот.
Намечены также перезагрузка морских портов на всем этом пути и продолжение дноуглубительных работ на трассе, а сами модернизируемые порты сделать ключевыми пунктами перевалки грузов на речной, железнодорожный и автомобильный транспорт, по сути, современными крупными хабами.
Такая работа в настоящее время идет, отметил Николай Патрушев. Реализуются или вот-вот стартуют инвестиционные проекты по развитию морских портов в Мурманске, Архангельске и Сабетте, по реконструкции причалов порта Дудинка и строительству портовых мощностей в порту Диксон. Но это лишь начало пути: только треть арктических портов РФ имеют на данный момент железнодорожное сообщение. Да и в целом транспортной инфраструктуры в Арктической зоне России пока ощутимо не хватает. А объемы перевозки грузов за счет использования крупнотоннажных судов продолжают расти.
Кроме того, для повышения безопасности плавания в Арктике нужно применять отечественное оборудование, обеспечивающее высокую точность навигации в условиях создания помех. Необходимо также активнее строить собственный дноуглубительный флот, способный работать в арктических широтах, подчеркнул председатель Морской коллегии РФ. По его словам, эти планы федеральная власть стремится увязать с комплексным развитием прилегающих к морской трассе территорий и арктической шельфовой зоны. То есть морские порты трансарктического коридора, обеспечивающие прямой выход на мировые рынки и насыщение грузами внутреннего рынка, станут для приморских регионов новыми точками роста.
На Северо-Западе России проекты по обновлению крупнейших морских портов подготовлены. Так, мощности Мурманского порта, одного из ключевых на этом маршруте в ближайшие годы, будут увеличены как минимум втрое. Там появятся новые терминалы и объекты, связанные с расширением железнодорожных транспортных подходов, которые будут ориентированы на перевалку как российских, так и зарубежных грузов.
Строительство нового глубоководного района порта в Архангельске (проектной мощностью 31,4 млн тонн в год) тоже обеспечит России круглогодичный выход на зарубежные рынки в обход акваторий недружественных стран. Инвестиционные предложения по проекту и его финансово-экономическая модель подготовлены, сообщил глава региона Александр Цыбульский.
Работы по этому масштабному проекту, который оценивается в 375 млрд рублей (включая 116 млрд на создание автодороги, железнодорожных и других подводящих путей), продлятся до 2032 года, идут переговоры с китайскими партнерами. А его реализация позволит принимать грузовые суда дедвейтом до 75 тыс. тонн и осадкой до 14,5 метра, существенно больше, чем сегодня.
Читайте также:
Помощник лоцмана: в морском грузовом порту Петербурга начала действовать отечественная ИСОЛД
Петербург встречает корабелов:открылась XII конференция «Российское судостроение»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 72 (7894) от 22.04.2025 под заголовком «Перезагрузка большого пути».
Комментарии