2Vtzqv4Hz9U

Народные тропы вокруг карьера. Петербуржцы хотят спасти «Шуваловский лес»

В этом карьере, который нынче называют Шуваловским, когда‑то добывали песок для ленинградских строек. До недавнего времени на его южном берегу шумел лес, теперь сюда пришли новостройки. Наш собеседник Юлия РАВКОВСКАЯ, выпускница ИТМО, специалист по устойчивому развитию городов, стала новоселом всего несколько лет назад. По ее словам, выбрала этот район, как и многие ее соседи, из‑за близости к природе. Но эта близость оказалась весьма обманчива: под напором застройщиков последние зеленые уголки могут просто исчезнуть. Речь — о лесном массиве, расположенном рядом с новым жилым кварталом.

Народные тропы вокруг карьера. Петербуржцы хотят спасти «Шуваловский лес» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Велики ли шансы спасти этот лес?

— Пытаемся. Этот прекрасный здоровый лес, который местные жители зовут Шуваловским, увы, не защищен никаким законом. Нам он очень дорог, это любимое мес­то прогулок. Народные тропинки уже протоптаны по всем направлениям… Кроме того, за лесом расположена промзона «Коломяги», и зеленый массив фактически буферная зона между ней и нашими домами.

Лес не требует особенного благоустройства, надо просто сохранить его в оригинальном, практически нетронутом виде. Единственное — хорошо бы привести в порядок заросшую просеку посреди леса, сделать из нее центральную аллею. Мы следим за чистотой в лесу, проводим субботники. Мусора сейчас здесь практически нет…

Уже полгода, с февраля, идут судебные слушания, на которых мы пытаемся отстоять лес от застройки. Территория находится в частной собственности застройщика, который является заинтересованным лицом в суде, правительство города и Законодательное собрание — ответчики.

Вы говорите «мы». Кого вы имеете в виду?

— Наше соседское сообщество, которое объединяет самых разных людей. Как все начиналось? Вскоре после того как я переехала сюда, обошла народными тропами вокруг Шуваловского карьера и пришла в ужас. Это было чувство недоумения, смешанное с возмущением: откуда такое варварское отношение к природной среде, которая нас окружает? Все берега были захламлены стихийными свалками. Какие‑то разрушенные сооружения, которые облюбовали бомжи и всякого рода темные личности…

Увиденное подтолкнуло меня к тому, чтобы искать единомышленников, заниматься деятель­ностью на пользу нашему месту обитания. Мы познакомились на субботнике в Шуваловском лесу, затем создали сообщество в соцсетях, благодаря чему удалось объединить соседей.

Прежде всего мы занимаемся экологическим состоянием наших мест. Здесь ведь все взаимосвязано. Например, разбираясь с тем, кто загрязняет речку Каменку, мы активно общаемся с активистами, живущими вокруг Суздальских озер.

Откуда как раз и вытекает эта речка…

— Конечно. Радует, что люди объединяются вокруг общей беды и с разных сторон стремятся улучшить экологическую обстановку в районе. Ведь тот же Шуваловский лес, Новоорловский и Юнтоловский заказники, Шуваловский и Орловский карьеры, речка Каменка — все это часть одной большой экосистемы.

В ходе субботников (один раз нам даже помогла управляющая компания) часть свалок вокруг карьера мы убрали. Вы даже не представляете, сколько мусора уже удалось вывезти!..

Через наши сообщества в соцсетях происходит активный и непрерывный диалог с властями самого разного уровня, мы учимся договариваться. Что касается благоустройства карьера, то инициатива изначально шла от комитета по благоустройству. Его представители на встрече с нашей инициативной группой сказали: раз вы такие активные — пожалуйста, создавайте концепцию благоустройства. Мы потратили много времени и сил, привлекли специалистов — эколога, орнитолога, ландшафтного архитектора.

И что было дальше?

— Передали наши предложения чиновникам. Пока в ответ тишина. А мы своими силами продолжаем бороться за благоустроенную среду.

Простейший пример — состояние береговой полосы, примыкающей к жилым домам. Разработанный нами проект предусматривает устройство здесь многоуровневой прогулочной зоны. А сейчас тут пус­тырь и стихийная автостоянка.

Мы пытались с ней бороться, хотели оградить территорию бетонными блоками. Но оказалось, что на блоки мы еще средства накопим, но чтобы привести и установить их — таких денег нам не собрать. В результате поставили несколько штук, но это не решило проблему.

Автовладельцы, наверное, очень «довольны» вашей активностью?

— Разумеется, они ведь привыкли ставить машины под окнами. И никого почему‑то не смущает, что после дождей, особенно осенью и весной, их автомобили стоят в непролазной грязи…

Вместе с соседями мы построили «народную лестницу», ведущую на пляж, расположенный на берегу карьера. Опять‑таки, много времени на это потратили. Таскали щебень с брошенной железной дороги. Зачем нужна лестница? Можно, конечно, спускаться и по откосу, но это не очень удобно, особенно после дождей, да и небезопасно, поскольку эта круча — не что иное, как закопанная свалка строительного мусора.

И люди были нам очень благодарны за удобный спуск. Ведь наш крошечный клочок песчаного берега каждое лето превращается в оживленный пляж. Официально купаться здесь запрещено, но кого это требование может остановить! Нынешним жарким летом пляж был битком забит с раннего утра, такое было впечатление, что здесь не Питер, а Анапа или Геленджик… И до позднего вечера — шашлыки, пикники… Даже палатки ставили!

Людей можно понять: пейзажи тут живописные… На противоположной стороне карьера — замечательный сосновый бор.

— И еще там прекрасный мыс, с которого тоже открываются замечательные виды. Мы предлагаем сделать там смотровую площадку.

Вообще наша главная идея в концепции благоустройства — максимально сохранить нетронутую природу. Пусть останутся заросли камышей вдоль пруда, болотистые участки — тогда здесь будет больше самых разнообразных птиц. Не будет таких зарослей — не будет и белых лебедей, которые бывают на нашем карьере.

Вместо бывшей трассы детской железной дороги вдоль карьера, идущей по краю соснового леса, мы предлагаем сделать красивую пешеходную дорогу.

Шуваловский карьер и зимой пользуется популярностью!

— Да, его ледовое пространство превращается в настоящий рай для любителей подледной рыбалки… А еще зимой карьер становится импровизированным автодромом: здесь устраивают свои тренировки автомобилисты. Сюда приезжают любители дрифтовать. Но если лед еще не крепкий, то в местах, где со дна бьют ключи, образуются полыньи. Были случаи, когда машины проваливались.

А какова транспортная доступность района?

— Добраться к нам можно от «Удельной»: в ходе транспортной реформы провели прямой маршрут, которого раньше не было. Можно от «Пионерской», а еще от «Комендантского проспекта». И хотя это ближайшая к нам станция мет­ро, от нее ходит всего один автобусный маршрут, причем ждать приходится достаточно долго. Мы жаловались чиновникам комитета по транспорту, просили добавить туда автобусов, но пока ощутимых результатов нет.

Одним словом, куда ни глянь, везде резкий контраст между тем, как эти места могли бы выглядеть, и их нынешним состоянием. Но нас это не останавливает. Будем действовать и дальше.


#карьер #новостройки #лес

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (7263) от 27.09.2022 под заголовком «Народные тропы вокруг карьера».


Комментарии