Наноспутники для «Байконура». Какой вклад вносит Петербург в космическую отрасль?

Сегодня, в День космонавтики, хотелось бы лишний раз напомнить: Петербург — город с яркой космической историей, и она вовсе не исчерпывается Газодинамической лабораторией в Петропавловской крепости. Если в становлении отечественной космонавтики Москва и ближайшее Подмосковье подобны ракете, то наш город — как минимум стартовый комплекс.

Наноспутники для «Байконура». Какой вклад вносит Петербург в космическую отрасль? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

О многих вехах сегодня будет совершенно не лишним напомнить, тем более о тех, которым я сам был свидетелем и участником, — говорит летчик-инструктор генерал-майор в отставке Владимир Булулуков. — На Ленинградском Металлическом заводе испытывали стартовое устройство космических ракет: именно там имитировали первые пуски, используя вместо ракеты «болванку». А в Государственном институте прикладной химии разрабатывали и испытывали компоненты ракетного топлива для космических кораблей.

В свое время Владимир Алексеевич оказался одним из многих выпускников Академии имени Можайского, получившим назначение на полигон «Байконур». Хотя мечтал он стать летчиком-испытателем. Но в 1960 году на мандатной комиссии сказали: «Приказ ми­нистра обороны: всех — и танкис­тов, и артиллеристов, и летчиков — отправлять в ракетные войска».

Булулуков начинал на «Байконуре» старшим инженером-испытателем, затем, с 1976 года, был заместителем начальника космодрома. Участвовал в подготовке и запуске 57 пилотируемых кораблей, восьми орбитальных станций и сотен искусственных спутников Земли… Потом вернулся в наш город, десятки лет работал в Академии Можайского, ныне является почетным председателем Северо-Западного союза «Ветераны космических войск».

Следует отметить, что наш город и сегодня вносит значительный вклад в космическую отрасль. Конструкторское бюро и завод «Арсенал» занимаются разработкой и изготовлением спутников, активно работает на космонавтику НИИ командных приборов. ЦНИИ робототехники и технической кибернетики продолжает выпускать оборудование для системы мягкой посадки пилотируемых космических кораблей «Союз».

Несмотря на то что пока еще нет в окончательном виде ни концепции новой российской орбитальной космической станции, ни программы освоения Луны, в ЦНИИ робототехники уже работают над системами, которые в будущем могут быть использованы и на борту станции, и на лунной базе, — поясняет эксперт ракетно-космической отрасли Александр Железняков.

Свой вклад вносит НИИ телевидения. Здесь работают над созданием перспективных телевизионных систем, которые будут задействованы и на новой орбитальной станции, и на Луне,  возможно, и в других миссиях. Ведь без них — как без рук. Космонавт, работающий на борту космической станции, например, должен контролировать ее внешнюю поверхность. Без расположенных снаружи телекамер это просто невозможно. То же самое относится и к луноходам.

Увы, сегодня в связи с санкциями времена для космонавтики не очень простые, ракетно-космической отрасли приходится перестраиваться, — говорит Железняков. — Естественно, сейчас вопрос номер один — импортозамещение, причем ускоренными темпами. Если еще в прошлом году мы только стремились использовать российскую элементную базу для разработки тех или иных приборов, то сейчас у нас уже другого варианта просто нет. Увы, сроки запус­ка многих космических аппаратов, по всей видимости, будут несколько сдвинуты.

Очевидно, в какой‑то мере эти обстоятельства скажутся и на разработке малых космических аппаратов, которыми занимаются в петербургских вузах. В частности, в Политехническом университете имени Петра Великого в ходе всероссийской программы Space Pi, организатором которой выступает Фонд содействия инновациям, подготовлено два сверхмалых искусственных спутника для исследования космоса — Polytech Universe 1 и 2. Названия выбрали студенты в ходе опроса в соцсетях вуза.

Оба аппарата уже прошли сертификацию в Роскосмосе, имеют свои позывные и ждут отправки на «Байконур», срок запуска — ближайшие полгода. Они предназначены для мониторинга уровня электромагнитного излучения на поверхности Земли в различных частотных диапазонах. Всего же программа Space Pi предполагает выведение на орбиту ста малых космических аппаратов.

По словам профессора Высшей школы прикладной физики и космических технологий Политехнического университета Сергея Макарова, вуз не только конструирует наноспутники, но и делает отечественное программное ­обеспечение, проверяет эти аппараты на стендах Роскосмоса, получает сертификационный документ для разрешения на запуск. Причем в этой деятельности участвуют школьники со всей России: у них есть возможность по Интернету участвовать в обработке информации и наблюдать за самим процессом изготовления космических аппаратов.

Кстати, в Петербурге в отличие от многих городов нашей страны еще с советских времен сохранились и активно действуют кружки ракетомоделизма. Сегодня они существуют в Домах детского и юношеского творчества. Свой 60‑й день рождения осенью прошлого года отметил Юношеский клуб космонавтики имени Германа Титова, что в Аничковом дворце. Это старейший в России подростковый клуб аэрокосмической направленности, среди его выпускников — летчик-космонавт Андрей Борисенко.

Сегодня в клубе — около 150 участников. На мой вопрос, о чем нынче мечтают ребята, научный руководитель Валерий Жуковский ответил: мол, как всегда, каждый о своем. Но, конечно же, есть те, кто задумывается о полетах к далеким планетам…

В воскресенье, 17 апреля, у стен Петропавловской крепости состоятся традиционные ежегодные старты моделей ракет, изготовленных школьниками, студентами и энтузиастами ракетно-космического моделирования. В нынешнем году — в 34‑й раз. Как всегда, с полуденным выстрелом пушки у Никольских ворот на берегу Кронверкской протоки взлетят первые модели ракет…

Событие всегда привлекает большое количество людей. Всей душой с юными моделистами и Владимир Булулуков, несмотря на свой возраст — все‑таки ему уже девяносто два года. Невзирая на все сегодняшние трудности, он старается оставаться оптимистом.

В свое время, полвека назад, несмотря на холодную войну, началось международное сотрудничество в освоении космоса, и мне довелось руководить подготовкой и запуском по программе «Союз» — «Аполлон», — говорит Владимир Алексеевич. — Помню, какое удовлетворение совместная работа вызвала у обеих сторон. Я уверен, что освоение космоса — это работа всего человечества. Страны достигают наибольших успехов именно тогда, когда кооперируют свои усилия друг с другом. Если бы люди всей Земли работали так дружно и слаженно, мы бы не только Луну вместе освоили, на Марс бы уже давно полетели…


#космос #разработка #технологии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 65 (7148) от 12.04.2022 под заголовком «Наноспутники для «Байконура»».


Комментарии