Над или под водой?

С маршрутом новой автомагистрали - восточного скоростного радиуса - в Смольном рассчитывают определиться к концу года. Из-за сложностей с обходом существующей застройки лишь недавно был разыгран контракт на планировку последнего участка этой трассы. Предстоит еще решить главную проблему - с переходом дороги через Неву.

Над или под водой? | ФОТО Сергея БОГОМЯКО/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Сергея БОГОМЯКО/ИНТЕРПРЕСС

Как мы уже рассказывали, новая платная магистраль будет похожа на Западный скоростной диаметр. Она начнется от ЗСД в районе Благодатной улицы и пройдет на восток как минимум до Кольцевой дороги (развязку с КАД хотят построить в районе Кудрова). В правительстве Ленобласти заинтересованы продолжить дорогу и дальше, чтобы она обеспечивала выход к Всеволожску. «Мы проектируем магистраль с расчетом на то, что она частично пройдет по территории Ленинградской области», - подтвердил глава городского комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Сергей Харлашкин.

По словам чиновника, длина дороги составит 21 километр. Из них 14 пройдут по территории города, оставшиеся 7 - по области. В пределах Петербурга магистраль будет шестиполосной, дальше число полос сократится до четырех. Харлашкин прогнозирует, что новая дорога принесет не меньший эффект, чем ЗСД, поскольку транспортные потоки в этих направлениях сопоставимы. Заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул охарактеризовал ВСД как «очень важный проект регионального значения».

В эти дни разрабатывается проект планировки будущей дороги, в котором уточнят, как и где именно пройдет трасса. Мы уже писали, что ранее в генеральный план была внесена поправка, согласно которой скоростная магистраль была перенесена с северной стороны соединительной ветки железной дороги на южную. Руководитель центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов отмечал, что такое решение неожиданно ставит под угрозу сноса ряд зданий, которые были здесь возведены в последнее время.

Разработка проекта планировки разделена на три этапа. Конкурсы по ним последовательно объявлялись с начала нынешнего года. Первый предполагает пробивку трассы от ЗСД до Витебского проспекта, второй - между Витебским и Союзным проспектами. Проектные работы на этих участках ведет институт «Стройпроект». Третий конкурс - по участку от Союзного до улицы Коммуны, где проходит граница с Ленинградской областью, - объявили лишь недавно. Задержка была связана с тем, что долго не удавалось выбрать даже примерную трассировку в окрестностях Ладожского вокзала и исправительной колонии № 7.

«Сроки разработки и утверждения проектов планировки - декабрь 2018 года», - сообщили «Санкт-Петербургским ведомостям» в комитете по развитию транспортной инфраструктуры. Вместе с тем, как следует из материалов закупок, «эскизные решения» по всей магистрали должны быть готовы не позднее 26 декабря нынешнего года. К концу 2017-го в правительстве города хотят уже получить представление, как именно пройдет трасса, пояснили нам в КРТИ. Как сообщили в аппарате профильного вице-губернатора, к концу года также должно быть принято решение, каким образом магистраль пересечет Неву.

Планируется, что дорога пройдет чуть южнее Финляндского железнодорожного моста (на снимке). Проблема в том, что переправа эта охраняется вместе с подъездными эстакадами как объект культурного наследия регионального значения. Она была построена в 1910 - 1913 гг. по проекту инженеров Белелюбского и Кривошеина и архитектора Апышкова. Облик металлических арок эффектен и необычен, и вид на них в невских панорамах желательно сохранить.

ВСД планируется как круглосуточная скоростная магистраль. Это значит, что новый мост, по которому она пересечет Неву, должен быть неразводным. Требуется возвести высокое, видимо, вантовое сооружение, напоминающее Большой Обуховский мост в створе КАД. По требованию «Волгобалта», подмостовой габарит должен составить не менее 30 метров. Недавно в Смольном провели совещание с проектировщиками, на котором признали, что такой мост «негативно скажется на панорамных видах города».

В качестве альтернативы решено было рассмотреть сооружение тоннеля. Его можно построить двумя способами: при помощи щита (так строят метро) или с погружением секций (примерно так был построен тоннель, ведущий на Канонерский остров). В первом случае длина тоннеля составит около 3 километров, во втором - 850 метров. В любом случае в сравнении с мостом проект подорожает не менее чем на 3 млрд рублей.

Здесь стоит напомнить, что глобальный проект с другим тоннелем - Орловским - был заморожен именно по экономическим причинам.

Все возможные варианты обсуждают с городским комитетом по охране памятников.

Заведующий кафедрой «Основания и фундаменты» Петербургского государственного университета путей сообщения Владимир Улицкий в комментарии нашей газете отметил, что пробивка тоннеля однозначно предпочтительнее устройства моста. Возвести в этом месте вантовый мост очень сложно, так как «кругом город». Тоннель нужно строить щитовым способом, поскольку в Неве сильное течение и наплавные секции может просто унести в залив. Лучший вариант - один широкий двухуровневый тоннель по типу того, каким хотели строить Орловский. По идее, можно было бы использовать щит той же конструкции. Улицкий уверен, что постройка тоннеля обойдется даже дешевле моста.

Добавим, что концессионер по строительству новой магистрали формально не выбран, но ранее на Петербургском международном экономическом форуме были подписаны соглашения о намерениях с двумя банками. В реализации проекта продолжает принимать участие фирма «Западный скоростной диаметр», которая занималась строительством ЗСД. На ВСД по поручению Смольного она уже выступила заказчиком градостроительного обоснования и предпроектных работ. По словам главы КРТИ Сергея Харлашкина, последний срок для реализации проекта новой скоростной магистрали на сегодня - 2025 год.

#дорога #Нева #курьез

Комментарии