На смену сменам. Как работают онлайн-лагеря?
Городские детские лагеря в Петербурге не открылись; в загородных отряды «уполовинены», смены урезаны. «Куда деть ребенка, если его некуда деть» – вопрос лета. Между тем с апреля в стране работают онлайн-лагеря: в отличие от «очных» многие бесплатны, а смену можно провести, не выходя из дома, хоть на Тихом океане.
ФОТО Elmar Kremser/SVEN SIMON/Picture Alliance/Sven Simon/ТАСС
Без надзора
Оздоровительная летняя кампания началась только в трех десятках регионов, но и те постоянно начеку. В Ульяновской области, к примеру, лагеря готовились открыться, на кухнях уже тесто для пирожков замесили – и за 12 часов «до» получили команду «стоп»: самоизоляция продлена до августа.
Фонд развития детских лагерей опубликовал в соцсетях пронзительное послание: дети тонут, попадают в ДТП, «сколько преступлений совершено детьми и против детей, не знаем. Как не знаем и то, сколько детей ушли в интернет-пространство и стали там свидетелями или участниками разных нехороших дел», написал председатель правления фонда Андрей Данилков.
В фонде недоумевают, почему открылись парки, магазины, кафе – и не открылись детские лагеря, «самые контролируемые учреждения»?
Тем временем «на передовой» обо рону держат онлайн-лагеря. Вынужденное новшество этого лета, но некоторые практики так удались, что их намерены использовать и в «нормальное» время.
Частота в МегаГерцах
В Педагогическом университете им. А. И. Герцена уже три месяца работает онлайн-центр «МегаГерц». В названии – отсылка и к Герцену, и к единице частоты. «Мега» – потому что амбиция сделать мегаинициативу.
Доктор педагогических наук Раиса Богданова, руководитель проекта, рассказывает: идея возникла в конце апреля; разгар пандемии, учебный год завершается «на дистанте», многие родители вот-вот выйдут с удаленки на работу – а лагеря пока долго не откроются.
– Еще одно обстоятельство, – добавляет Богданова. – Во многих семьях снизился доход, а кто-то и вовсе лишился работы. Возник вопрос: как мы, педагогический вуз, можем помочь организовать досуг детей?
К тому времени уже были наработки коллег: всероссийский центр «Океан» во Владивостоке первую онлайн-смену открыл 14 апреля; в Ульяновской области в онлайне начали работать частные лагеря.
В Герценовском собрали лучшее, создали свое. Сейчас проект «МегаГерц» – пять онлайн-лагерей, по 10 отрядов в каждом. В смене по 120 человек, смены по несколько дней, тематические: путешествуют онлайн по стране, разгадывают тайну исчезновения динозавров, узнают новости науки – всего 60 программ.
«Для гражданина Узбекистана платно?» – спрашивает в соцсетях мама. «Участие для всех абсолютно бесплатное», – отвечают. Это важно: как только герценовские лагеря открылись, оперативно отреагировали мошенники, начали собирать в соцсетях деньги. Герценовцы обратились «в органы».
Отдохнуть от компьютера с помощью компьютера
День в онлайн-лагере – с 10.00 до 18.00. Расписание похоже на привычное лагерное: линейка (это значит, все увидятся в режиме конференции на экранах), зарядка (потом каждые 40 минут разминка), в течение дня мастер-классы, занятия, «встречи с интересными людьми» (были эмчеэсник, менеджер блогеров, фотограф, продюсер фестиваля «Старкон»). Перерывы на обед-полдник, вечерняя линейка.
Корректировали расписание по ходу – например, увидели, что младшие школьники быстро устают – значит нужен перерыв на тихий час или прогулку (с разрешения родителей). Расписание дня известно, так что ребенок может «выйти», а потом подключиться в любой момент, говорит вожатая Маргарита Каратова, студентка.
– Я их не называю «студенты», я их называю «сотрудники», – комментирует Раиса Богданова.
Работой лагерей руководит студенческая административная группа (помогают сотрудники университета). Методическая служба, дизайнеры, менеджеры для связи с родителями, видеооператоры и монтажеры – тоже из студентов. Всего их около двухсот. Все прошли школу вожатых, ориентируются в санитарных нормах, возрастных психологических особенностях, у каждого «ленинская библиотека» всевозможных досуговых занятий.
– Набор кадров проходил, как проходил бы прием на работу, – комментируют в Герценовском. – Подавали резюме, проходили собеседование. Есть профстандарт вожатого, ни один человек не может работать в детском лагере, если не прошел специальную подготовку и не сдал экзамен.
Но стандарт не предполагал такой всеобщей «удаленки». Общение через экран требует других технологий и техник коммуникации, говорят в Герценовском. Нужно ориентироваться в интернет-платформах; уметь работать в кадре и с микрофоном. Главное – надо умудряться удерживать внимание ребенка, притом что он в своем домашнем пространстве, с массой всего отвлекающего; нужно сплотить детей в отряде, притом что они далеко друг от друга. И золотой вожатский запас игр и викторин далеко не всегда годится для дистанта.
В онлайн-лагере надо учитывать семейный уклад ребенка – в обычном такое в голову бы никому не пришло. Надо следить за соблюдением и тех санпиновских норм, которые в привычном лагере неактуальны, а тут болезненны. Например – допустимое время работы за компьютером. Как соблюсти эти нормы, если «удаленка» – по определению «работа за компьютером»?
В телепроекте «Продленка для родителей» канала «Теледом» (совместный с Герценовским университетом; можно найти в Интернете) начальник одного из отделов знаменитого лагеря «Океан» Елена Боровская говорила: «Давайте просто примем тот факт, что для сегодняшней молодежи то, что находится в телефоне, – это и есть реальный мир. Так что если образовательные организации не захватят внимание, это сделают «Майнкрафт» или «Тикток».
В «МегаГерце» комментируют: компьютер не самоцель, а инструмент. Задания придумывают такие, чтобы ребенок был в поле зрения, но не смотрел постоянно на экран, поясняет вожатая, студентка Ксения Степанюк: кулинарные занятия, танцы, рисование. И выходы на природу – тут видеосвязь по мобильнику.
От Невы к Тихому океану
В «МегаГерце» «делают из лимона лимонад». В нынешней изоляции предлагают разглядеть возможности:
– В известные центры «Океан», «Артек», «Орленок», «Смена» в силу разных причин может попасть далеко не каждый. С появлением новой формы организации детского отдыха практически любой школьник виртуально может побывать в них.
Одна смена в Герценовском лагере, другая – в «Океане» и так далее. Не надо покупать билеты, собирать вещи.
В «Океане» на онлайн-смене – 200 человек, 10 отрядов. Разделены на часовые пояса, так что кто-то из вожатых бодрствует в два ночи по своему времени, потому что ведет смену для детей из Центральной России.
В «Океане» несколько образовательных маршрутов – и не сказать, что на них запросто запишешься: в сменах участвуют эксперты из «Молодых профессионалов» («Ворлд скиллс»), учат 3D-моделированию, электронике, блокчейн-технологиям и прочему, в чем уже нужно обладать какими-то умениями. Но есть общие смены, «без уклона». Все бесплатно.
«Океан» уже открыл очную смену, но онлайновые не закрыл, потому что и очные лагеря работают в специальном режиме: межотрядные встречи не проводятся («эпидемиологическое» правило) – но можно собраться в онлайне.
В «МегаГерце» намеренно не представляют проект «летним». Раиса Богданова подчеркивает:
– Я считаю, что это круглогодичный проект, возможны разные направления – и работа во время осенних или зимних каникул, и постоянное вожатство в школе. Дело не только в том, что такое у нас выдалось лето. Просто сегодня меняется наша жизнь. Пространство ощущается иначе: чтобы участвовать в событии, уже необязательно физически там находиться.
...Возвращаясь к обеспокоенности Фонда развития лагерей относительно интернет-безопасности: в Герценовских онлайн-лагерях, записывая детей, сверяются с базой роно. Чтобы в онлайн-лагерь под видом ребенка не попали случайные люди.
Вся информация о проекте – в официальной группе «МегаГерц» https://vk.com/megaherz_online
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (6724) от 22.07.2020 под заголовком «На смену сменам».
Комментарии