На «Северной верфи» спустили на воду судно «Капитан Тузов»

Промозглый осенний день. Хмурое небо без устали поливает землю дождем, и так зябко, что вода у набережной «Северной верфи», кажется, вот-вот покроется корочкой льда. А на лицах собравшихся здесь людей сияют улыбки. Еще бы, работники судозавода, строящие для северян огромную, в десять единиц, серию траулеров-процессоров проекта 170701, добрались до «экватора» этой работы. То есть спустили на воду пятое такое высокотехнологичное судно «Капитан Тузов».

На «Северной верфи» спустили на воду судно «Капитан Тузов» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На «Северной верфи» все строящиеся суда спускают на воду в плавучем доке. Они движутся туда по рельсам на платформе (трансбордере) из крытого эллинга. А во время самой церемонии медленно, мало-помалу погружаются в воду прямо на кильблоках.

Зрелище, прямо скажем, не очень эффектное. Да и винов­ники торжества при этом полностью не видны: док устроен так, что они всегда обращены к берегу кормовой своей частью. Очередной траулер-процессор не исключение. Оттого‑то фотографам и телеоператорам, снимающим этот процесс, каждый раз приходится изловчиться, чтобы поймать нужный ракурс.

Но на стойке, установленной тут же, на достроечной набережной, красовалось изображение нового судна этой суперсовременной серии, так сказать, в профиль. Внешне оно напоминает косатку или дельфина, наполовину поднявшегося над водой в своем стремительном плавании.

В России рыбопромысловые суда с такими обводами прежде не строили. Но петербургские проектировщики не скопировали давно известный в мире концепт, а доработали его с учетом требований отечественной отрасли и заказчика — рыбопромышленной компании «Норебо». Такая архитектура корпуса обеспечивает более высокие мореходные качества, чем у «классических» судов. А значит, возможность вести промысел в плохую погоду, что в Норвежском, Баренцевом и Северном морях, где будут работать новинки, конечно, не редкость. Это первое.

Во-вторых, благодаря таким очертаниям траулер обладает хорошей устойчивостью. А это одно из важных условий для любой «плавучей фабрики», где улов перерабатывают прямо на борту. Ну а в-третьих, подобные решения позволяют увеличить объем рабочих помещений внутри судна и, как следствие, разместить там больше оборудования, нарастив мощность переработки. У траулеров проекта 170701 она составляет 150 тонн в сутки.

В принципе они могут ловить треску, зубатку или пикшу в гораздо больших объемах — одним или сразу двумя тралами, говорят знатоки. Только зачем? Величина улова зависит от возможностей судовой фабрики таких «Капитанов» (каждый траулер этой серии назван в честь известных на севере мореходов), без того достаточно мощной, и размеров морозильных трюмов, тоже вполне вместительных.

Сергей Сенников, заместитель директора компании-заказчика, подчеркнул это, рассказывая корреспонденту «СПб ведомостей» об особенностях судов такого типа. По его словам, на них будет использоваться безотходная технология переработки улова, при которой остатков вообще не бывает. В дело идет все, и готовая продукция (в основном филе рыбы) пополняется за счет консервов, печени трески и рыбной муки.

Правда, строить суда, учитывая санкционное давление, в том числе на эту отрасль, становится все труднее. Ведь зарубежного оборудования в подобных проектах, как известно, немало. А по оснащению, уровню автоматизации и сложности сборки такое судно мало чем отличается от военных кораблей, которые привыкла строить «Северная верфь», отметил ее генеральный директор Игорь Орлов.

Так, автоматизированная система паллетирования, предусмотренная на каждом таком «Капитане», поможет сократить трудозатраты работников судовой фабрики и время выгрузки продукции. А тепловая энергия, вырабатываемая за счет системы рекуперации, пойдет на обогрев судовых помещений и скажется на экономии топлива. И это не единственная технология, делающая такие суда экологичными и энергоэффективными.

Теперь главное — довести до ума всю эту новейшую серию, развернув импортозамещение в нужные сроки.

Представители компании-заказчика уверены, что получат всю линейку траулеров проекта 170701. По их мнению, за первые шесть судов, которым предстоит вести промысел в Северном рыбохозяйственном бассейне, опасаться не стоит. Основное оборудование для них было приобретено заранее, а подключить как можно больше отечественных поставщиков сочли нужным при формировании заказа. То есть задолго до известных событий.

В оставшихся четырех траулерах, предназначенных для Дальневосточного бассейна, доля российского оборудования будет значительно выше, и для этого придется скорректировать проектную документацию, считают специалисты. Уходя от европейских поставок, северяне собираются также в большей степени ориентироваться на аналоги, производимые, скажем, в Китае. Так или иначе эта работа, по словам специалистов, не застопорится.

Первый такой траулер «Капитан Соколов», работа над которым завершается, заказчик получит к концу нынешнего года. В январе-феврале 2023‑го головное судно отправится на промысловые испытания, после чего окончательно войдет в строй и приступит к полноценному лову.

Два других судна этой серии петербуржцы намерены передать заказчику в том же году. Ну а в начале следующего собираются вручить северянам пятый траулер, получивший имя в честь известного в Мурманске капитана промысловых судов орденоносца Василия Тузова.


#судно #верфи #траулеры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (7286) от 28.10.2022 под заголовком ««Капитан» подошел к экватору».


Комментарии