На сайте КГИОП опубликована историко-культурная экспертиза на проект изменений в городской закон № 820-7

В соответствии с этим документом, определят дальнейшую судьбу тех исторических зданий Петербурга, которые не являются ни памятниками архитектуры, ни кандидатами в такие памятники.

На сайте КГИОП опубликована историко-культурная экспертиза на проект изменений в городской закон № 820-7 | ФОТО JESHOOTS.COM on Unsplash

ФОТО JESHOOTS.COM on Unsplash

По действующим правилам, на территориях исторических районов Петербурга запрещен снос исторических зданий — не памятников, которыми считаются все дома, построенные до 1917 года, а таких в границах города около 14 тысяч. В обсуждаемых изменениях предложены три списка (с адресами, но без дат постройки):

— ценные средовые объекты, формирующие участки композиционно-завершенных пространств (909);

— средовые объекты, соответствующие характеристикам конкретного участка историко-градостроительной среды (6115);

— несредовые объекты — отдельные здания, утратившие историческую среду (389).

Первые две группы новая версия закона защитит от сноса. Здания, входящие в третью группу (в основном это мелкие дворовые постройки), могут быть снесены вне зависимости от года их сооружения. Для зданий, построенных до 1917 года и не упомянутых в трех списках, сохраняются прежние запреты на снос. Ценность этих построек станет предметом для дальнейшего изучения.

В комментарии КГИОП говорится, что изменения в закон № 820-7 призваны не ослабить имеющиеся требования, а конкретизировать их: «Многолетняя практика применения этого закона показала, что формальное требование сохранять или не сохранять то или иное историческое здание, исходя исключительно из года его постройки, приводит в отдельных случаях к ошибкам и неопределенности. К тому же данное требование никак не защищает в историческом центре города объективно ценные средовые здания, построенные после 1917 года». Закон № 820-7 не будет регулировать вопросы сноса несредовых зданий и обязывать владельцев указанных зданий совершать действия по их реконструкции.

Что касается технологии создания упомянутых списков, то, по информации КГИОП, представленная дифференциация исторической застройки начала детально прорабатываться в 2018 году и широко обсуждалась со специалистами. В 2022 – 2023 годах были проведены дополнительные исследования. Для разработки проекта новой редакции закона № 820-7 привлекались представители профессионального сообщества, в том числе члены ВООПИиК, Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга и специалисты, имеющие опыт работы по сохранению исторической застройки.

Дискуссия о том, является ли дата сооружения объективным критерием ценности того или иного дома, активно ведется на протяжении уже нескольких последних лет. Некоторые практикующие архитекторы, выступая на заседаниях Градостроительного совета Петербурга, при обсуждении новых проектов опасаются того, что «мелкий сарай», не представляющий ни художественной, ни мемориальной ценности, может стать препятствием для реализации важного проекта. Особенно актуально это, когда речь заходит о деградирующей среде. Представители градозащитного сообщества возражают: дата постройки — критерий объективный. Борьба с искусственным «омолаживанием» домов в разных документах ведется как с помощью строительных экспертиз, так и в судебном порядке. Использование в законе слов «ценный/не ценный» неизбежно приводит к субъективности оценок.

По словам Елены Резниковой, заместителя председателя Петербургского отделения ВООПИиК, проведена большая кропотливая исследовательская работа по классификации исторических объектов. Для этого при КГИОП была создана рабочая группа, куда входили представители Общества охраны памятников. Проект, вынесенный на общественное обсуждение, рассматривался рабочей группой.

Президиум Петербургского отделения ВООПИиК предложил в ходе последующих обсуждений изменений в закон № 820-7 уточнить параметры ценных средовых зданий. Михаил Мильчик, заместитель председателя Совета по сохранению наследия, не участвовал ни в подготовке проекта изменений в названный закон, ни в его обсуждении. Он, как признанный специалист в сфере охраны памятников, считает: ныне существующая формулировка, когда историческое здание — то, которое построено до 1917 года, является точной, ясной, не допускающей споров, сомнений, возражений и т. д. Предложенные формулировки содержат оценочные суждения.

Интересно посмотреть и на входящий в текст проекта закона новый список так называемых диссонирующих объектов. Это чаще всего высокие дома, построенные в исторической части Петербурга или на границах с ней за последние двадцать лет и не лучшим образом влияющие на исторические панорамы. В ныне действующем списке таких зданий 75, в новом — 71. Изменения, как видим, незначительные, среди «диссонансов» остались дома на 26‑й линии, 15, и на 27‑й линии, 16, на Малоохтинском проспекте, 64, Владимирском проспекте, 23, Казанской улице, 3, Шпалерной улице, 60, Большом Сампсониевском, 4, Оренбургской улице, 2, Воскресенской набережной, 10 и 12, а также современные надстройки на Невском проспекте, 114 – 116, и на Почтамтской улице, 4. В новый список не вошел при этом небоскреб на Ленинском проспекте, 153.

В следующем году продолжится профессиональное и общественное обсуждение проекта изменений в закон № 820-7, в том числе на советах Петербургского отделения ВООПИиК, на рабочей группе ЗакСа, на Совете по сохранению культурного наследия. Необходимо будет также получить согласование проекта в Министерстве культуры РФ.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

— Использование списков ценных зданий без жесткой привязки к году их постройки отвечает мировой практике по охране исторической среды. Мы готовы к широкому обсуждению предложенных списков, возможным изменениям и уточнениям. Все необходимые процедуры для внесения предложенных изменений в закон № 820-7 потребуют около года. Иными словами, они вступят в силу не ранее, чем в начале 2025‑го. Если правоприменительная практика покажет, что мы на правильном пути, то специалисты приступят к исследованиям исторических зданий, которые находятся в пригородный районах и где совершенно иначе формировалась градостроительная ситуация. Эта работа может занять 2026 – 2027 годы, чтобы в 2028‑м включить новые списки средовых и несредовых объектов в текст закона.


#памятники #сайт #экспертиза

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (7549) от 22.11.2023 под заголовком «Здания в законе».


Комментарии