На пути к лидерству. Во время Петербургского образовательного форума спорили об оценках
На самом деле спорили много о чем: все‑таки на пятнадцатом по счету форуме было 350 мероприятий — больше, чем за всю его историю. Но ключевые моменты вынесли и на пленарное заседание.

ФОТО The Climate Reality Project on Unsplash
Кого убил Чичиков
Правильный ответ на этот вопрос дают лишь 7 % опрошенных представителей молодого поколения. С осведомленностью относительно того, куда впадает Волга, несколько лучше, 18 %. Но все равно не ободряет, если учесть, что среди представителей старшего поколения верно отвечают все‑таки 70 %.
Результаты таких опросов привел на форуме Валерий Фадеев, председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Огласил и вероятную причину: в старших классах школьники заточены на ЕГЭ, обычно это три предмета — обязательные русский и математика плюс по выбору еще какой‑нибудь, в зависимости от намеченного вуза. Остальные дисциплины идут немного побоку, в том числе география (ЕГЭ по этому предмету сдают лишь 3 % выпускников школ) и литература (ее выбирают только 8 %).
То, что в школе фактически нет выпускных экзаменов, считается большим достижением, но Фадеев подчеркивает: если это такое прекрасное решение, то почему в особых школах вроде, например, петербургского Президентского физматлицея № 239 оставили не только выпускные экзамены, но и переводные?
— Экзамен — это не какое‑то издевательство над учеником. Это часть учебного процесса: заставляет мобилизоваться, повторить пройденное, тогда у нас появляется какой‑то критерий.
Фадеев — сторонник того, чтобы появилась некая интегральная, обобщенная оценка уровня школьных знаний выпускника. Может, что‑то вроде среднего балла в аттестате — «так было в советское время, так и сейчас есть во многих странах». Другое дело — экзамены по каким предметам проводить, чтобы вывести эту интегральную оценку?
И если знания двоечные, то что?
В обиходе это называется «оставить на второй год». В документах сформулировано как «оставить на повторное обучение». Сейчас, как отмечают юристы, это нечастая практика. Она школам невыгодна: понижает их рейтинг, сама процедура сложная, нужно согласие родителей. Школа вправе оставить на повторное обучение только в «переходных» четвертом, девятом и выпускном одиннадцатом классах.

Фадеев сетует на то, что в этом деле — оставлять/не оставлять — решает не школа: приходится привлекать разные инстанции, в том числе комиссию по делам несовершеннолетних, а в учебное заведение по жалобе недовольных родителей может прийти прокуратура.
— У нас атмосфера недоверия к школе, недоверие к учителю. Если педсовет считает, что ребенок должен остаться еще раз, значит, так и надо поступать. И ни у кого не спрашивать.
Видимо, у собравшейся в зале публики наболело: то и дело реплики прерывались аплодисментами. В том числе относительно обсуждаемого возвращения отметки за поведение.
— Дело не в том, что кто‑то бегает на перемене, дергает девочек за косички, — поясняет Фадеев. — Но некоторые школьники могут себе позволить материться, оскорблять учителя. Они должны быть как‑то наказаны. Оскорбление учителя — это то, что нарушает основы мироздания. Я предложил ввести «неуд». Если «неуд» по поведению — пусть ученик останется на второй год.
Решение об этом, по мнению Фадеева, должен принимать педсовет.
ОГЭ вместе с профессией
Предложение вернуть ряд экзаменов, кажется, едва «расходится бортами» с другим. В этом году в трех городах, в том числе в Петербурге, в порядке эксперимента обкатают закон, позволяющий девятиклассникам сдавать только два обязательных госэкзамена (ОГЭ) — по русскому и математике. Прежние четыре надо будет сдавать только тем школьникам, которые собираются переходить в десятый.
— В Петербурге примерно 1,5 тысячи детей ежегодно не могут продраться через ОГЭ, — констатирует вице-губернатор Ирина Потехина. — И по стране впечатляющее количество тех, кто не может сдать этот экзамен. Зачастую мы знаем, что это дети, у которых просто другие таланты — ремесленные, но в школе пока не найден инструмент, чтобы такие таланты оценивать. Такие дети начинают считать себя неудачниками, а ремесленники сегодня как никогда нужны нашей экономике.
Закон дает городам-экспериментаторам свободу действий. В Петербурге, например, составили перечень из 19 профессий: если сдавший ОГЭ по русскому и математике выберет их, поступление в колледж гарантировано.
Ирина Потехина резюмирует: если эксперимент удастся, то «рукастые» получат профессию, а город — кадры, в которых остро нуждается.
От слабого ИИ к сильному
Даже в Петербурге сейчас не хватает учителей по естественно-научным дисциплинам, говорит ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. При этом из нынешних национальных проектов целых восемь (и вот-вот появится девятый) нацелены на достижение технологического лидерства.
— Подчеркну: не «суверенитета», не «импортозамещения», а лидерства в мире.
Это лидерство немыслимо без технологий, которые ворвались буквально «вчера» и развиваются стремительно — в течение не лет, не месяцев и даже не недель. Каждый день человечество делает шаг в переходе от так называемого слабого искусственного интеллекта (узкоспециализированного — скажем, голосовой помощник такой) к ИИ, который в мировой практике называют «общим», а в России «сильным» — такой способен выполнять широкий круг задач самостоятельно.
— Это колоссальный вызов, который стоит перед обществом, перед системой образования, — подчеркивает Владимир Васильев.
Ректор уверен, что и сильный ИИ не заменит интеллект естественный, человеческий — он станет помощником, но надо готовить кадры, способные работать с таким помощником. Все будет начинаться со школы, и требования к компетенциям не только учеников, а в первую очередь учителей становятся не только выше — они становятся другими.
В Петербурге появилась совместная инициатива правительства города и ИТМО — она касается развития естественно-научного школьного образования. Запланированы повышение квалификации и переподготовка учителей на базе ведущих вузов — с введением модулей использования сильного искусственного интеллекта. Кроме того, студенты в технических вузах смогут получать вторую, педагогическую специальность, чтобы при желании становиться учителями физики, химии, биологии, информатики.
— Такой запрос есть не только от школы, но и от студентов, — констатирует Васильев.
Другие направления, прописанные в инициативе города и ИТМО, — развитие допобразования в области ИИ, подобно той сети маткружков, которую создает Президентский физмат № 239 в разных районах города. И олимпиадное движение, также с ИИ.
Стартуют в этом году.
— В достижении технологического лидерства уже невозможно работать со старыми инструментами и по старым алгоритмам.
Идеи есть, а вот сверхидеи…
«Цифры ужасающие», — охарактеризовала президент Российской академии образования Ольга Васильева прогнозируемую в 2030‑х нехватку учителей. То, что проблема общемировая, вряд ли утешает. Правда, министр просвещения Сергей Кравцов называл не такие уж ошеломляющие (если в масштабах страны) цифры: 40 тысяч к 2030 году. Но уже сейчас российские эксперты, от представителей профсоюза до руководства платформ по поиску работы, говорят о нехватке от 250 тыс. до полумиллиона.
Тем не менее Ольга Васильева призывает все‑таки не ужасаться:
— Если вспомнить историю, в том числе российского образования, такие периоды были. Четыре раза как минимум. И всегда следующее поколение учителей подхватывало то лучшее, что было, и двигалось вперед.
Васильева приводит в пример события 1943 года. Вторая мировая, Великая Отечественная — но уже понятно, кто берет верх. И 6 октября появляется решение советского руководства о создании Академии педагогических наук: чудовищные человеческие потери, нужно в кратчайшие сроки готовить кандидатов наук и докторов наук разной направленности, чтобы быстро передавать опыт. То есть нужно готовить «педагогов для педагогов».
Руководителем академии становится Владимир Потемкин — вообще‑то дипломат, был полпредом в разных странах. Он исполнял две должности: президента академии и министра просвещения.
Васильева перечисляет, что было тогда сделано. Например, введены правила поведения в школе и оценка по поведению — «для того чтобы привести систему в стройный вид, создать определенную конструкцию и двигаться вперед», поясняет президент РАО.
Как человек «фантастического кругозора», Потемкин решил возродить классическое образование, и в десятках городов страны были введены такие программы. Потемкин умер в 1946‑м и не смог довести до конца задуманное. «Но сложилось понимание: самое первое — должна быть система воспроизводства учителей для учителей», — заключает Ольга Васильева.
Но у советской школы была сверхидея: воспитать советского человека, отмечает директор Президентского физико-математического лицея Максим Пратусевич. Можно спорить о качестве воплощения, но сама высокая идея была, была новая нетривиальная задача, которая одухотворяла и давала силы. Как была сверхидея у Яна Амоса Коменского: цель воспитания — подготовка человека к жизни вечной. Была высокая идея у Екатерины II, которая основала Смольный институт, давший начало женскому образованию в России.
Максим Пратусевич уверен, что учитель прежде всего должен понимать смысл своего пребывания в школе, и тут, судя по всему, «просто работой» не обойтись:
— Либо это будет высокая идея, либо отбывание повинности. Наша работа не может быть просто работой. Мы не можем позволить себе «выйти из школы и забыть». А чтобы работа была плодотворной, должна быть сверхидея. Нам очень не хватает именно понимания своей миссии. Когда будет понимание, все приложится. Мы сами себе тогда не позволим ставить пятерку ни за что, мы сами будет заботиться о том, чтобы было высокое качество образования.
Читайте также:
Оценят человеческий капитал. В Петербурге стартовал IX Международный форум труда
В Северной столице прошла ассамблея «Школьный музей. Смыслы времени»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 59 (7881) от 03.04.2025 под заголовком «На пути к лидерству».
Комментарии