На пути к ангелу. Шпиль колокольни Петропавловского собора держит городское пространство Петербурга

Ангелы в Петербурге летают выше, чем птицы: что над Дворцовой площадью, что над Петропавловской крепостью. С колокольни Петропавловского собора открываются впечатляющие виды на царственную Неву, Стрелку Васильевского острова, Адмиралтейство и другие главные достопримечательности. Сама крепость сверху предстает в виде чертежа из стен и бастионов. И где‑то далеко внизу — люди на Соборной площади да едва различимые птицы на деревьях.

На пути к ангелу. Шпиль колокольни Петропавловского собора держит городское пространство Петербурга | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Шпиль колокольни устремляется на 122,7 метра ввысь, это с шаром, ангелом и крестом. Но и мы поднялись на высоту немалую: на уровне 72 метров расположена последняя площадка со световым фонариком, от него вверх уходит только шпиль.

— Большие храмы, как правило, начинают строить с алтаря, потом уже возводят западную часть. А императору Петру Великому хотелось, чтобы в заложенном им Петербурге имелась доминанта, которая бы держала городское пространство. И по его повелению храм начали строить с колокольни. Это важный градостроительный замысел: город развивается, но доминантой его исторической части остается шпиль Петропавловского собора. В этом смысле колокольня имеет особое значение: изначальный замысел Пет­ра реализован и исполняет эту свою роль до сих пор, — подчеркивает отец Александр, настоятель собора Петра и Павла.

DSC00353.JPG
ФОТО Марии ШЕРИХ

Как известно, собор Петропавловской крепости является еще и усыпальницей русских императоров и членов их семей. Такое его предназначение было задумано заранее, можно с уверенностью предположить, что и сам Петр оговаривал погребение его в этом храме. Однако до его кончины собор построен не был, тело императора забальзамировали и уже позднее провели погребение. Как отмечено, храм начали строить с колокольни, но хоронить членов императорской семьи уже надо было, в частности, царевича Алексея с супругой и тетушкой. Тогда и появились три захоронения в основании колокольни. Минуя их, мы начинаем путь к ангелу.

У колокольни несколько ярусов, они все разные. На уровне 27 метров ярус карильона — механического музыкального инструмента, основанного на колоколах. В 2001 году Петропавловской крепости его подарила Фландрия. В составе карильона 51 колокол, каждый из них настроен на определенную ноту из четырех октав. Музыкант садится в кабину со звукоизоляцией и может исполнять любое произведение, записанное нотами. В отличие от многих других карильонов здесь связь между молотками и клавишами механическая, поэтому музыка живая.

Сюда часто приходят музыканты, специализирующиеся в игре на карильоне: репетируют и тут же, на колокольне, сдают экзамены. Во время концертов окна на площадке открываются, чтобы звук распространялся на всю территорию крепости. А на площади у собора установлены скамеечки — специально для слушателей. Карильонные концерты даются по особому расписанию. Но две последние недели июня каждого года музыка звучит постоянно — в это время на колокольне проводится Международный фестиваль карильонного звона.

На высоте 42 метра — второй уровень звона, с русскими колоколами. На них по большим церковным праздникам и во время службы работают звонари. Самый большой колокол, благовест, весом 4800 кг. Основная масса русских колоколов были отлиты в 1905 году специально для этой звонницы — на меднолитейном заводе генерала Лаврова в Гатчине. В архиве собора есть уникальная фотография 1905‑го — освящение этого почти пятитонного колокола. После освящения 400 солдатиков в белых рубахах с помощью веревок подняли благовест на звонницу, он был отлит по размеру проема в стене.

photo_5465555410300822555_w.jpg
ФОТО Марии ШЕРИХ

— Раньше были сложности: колокольную мелодию исполняли одновременно четыре звонаря. Плюс дирижер, которого видели с улицы. Работать впятером в унисон непросто. К прошлогодней Пасхе я по‑новому оборудовал места звонарям, теперь они работают вдвоем, — рассказал инженер Андрей Кудрявцев.

Еще двадцать метров по узким лестницам колокольни — и мы на отметке 62 метра. Эта звонница, расположенная почти ровно посредине всего строения, — со старыми голландскими колоколами, которым уже больше 260 лет. Именно эти колокола подсоединены к часам-курантам. И на них исполняются все мелодии, что мы слышим на улице. Через 15 минут — четвертной перезвон. Каждый час исполняется мелодия «Коль славен наш Господь в Сионе» русского композитора Дмитрия Бортнянского. Когда стрелки достигают 6 или 12 часов — звучит мелодия официального гимна Российской империи «Боже, царя храни».

Начало и мелодия колокольного звона задаются часами-курантами. В советское время часы переучили на исполнение сначала Интернационала, а затем Гимна Советского Союза. Для этого часть колоколов подвергли механической обработке, чтобы они брали нужную ноту. Однако, по воспоминаниям старожилов, механизм все равно сильно фальшивил. В 1989 году мелодии отключили, отбивались только часовые интервалы и звучали четвертные перезвоны.

— Через 13 лет, в 2002 году, по партитурам дореволюционного периода я набрал исторические мелодии, которые звучали до октября 1917‑го, — вспоминает мастер по часам-курантам Кудрявцев.

Сегодня к звонницам, колокольням и самим колоколам как непременным атрибутам церкви и христианских богослужений народ настолько привычен, что даже трудно представить: в ранние века нашей эры всего этого не было.

— В начале христианской эпохи — в первые века — колоколов не было, а церковь уже жила. Церковная колокольная история началась в V веке. Был такой замечательный архиерей в Италии епископ города Нолы Павлин Милостивый. Он и придумал использовать колокола для церковных нужд. Получилось хорошо, всем понравилось. Мы сейчас об этом нечасто вспоминаем, но пользуемся. Помимо колоколов в восточной части христианского мира довольно долго существовало другое устройство — било. В Сербии его и сейчас используют. Это колотушка и пластина — деревянная или металлическая. Перед службой обходили с билом храм, призывали к молитве. Но колокола симпатичнее, и они стали распространяться в том числе и на Руси. Хотя в ранние Средние века колокола у нас совсем не использовались. Было било, — напомнил историю церковного колокольного звона отец Александр.

Одно из основных достояний колокольни Петропавловского собора — часы-куранты, главные часы Российской империи и дореволюционного Петербурга.

— Часы отрегулированы на века, со времени их капитального ремонта прошло более 160 лет, — рассказывает Андрей Кудрявцев, уже четверть века выступающий в качестве хранителя курантов Петропавловского собора. — Однако требуют постоянного ухода: протирки деталей, замены смазки, контроля за точностью хода.

Прежде чем приступить к этой работе, механику надо прошагать 280 ступенек вверх на высоту 47 мет­ров, где установлен массивный механизм часов. Со всеми их шестеренками, музыкальными барабанами, валами и тросиками механизм размещен на основании размером 3 на 3 метра и занимает практически все место помещения, отведенного для него на этом ярусе колокольни.

На всех четырех сторонах механизма отлита надпись: «Часы переделаны в 1858 году братьями Бутеноп в Москве». А первые часы-куранты появились еще на деревянной Пет­ропавловской церкви, построенной в 1703 – 1704 годах. Однако, когда архитектор Доменико Трезини стал возводить собор, царь Петр после путешествия по Европе привез из Голландии другой механизм, который и установили в часах на шпиле собора. Но в 1756 году деревянный шпиль сгорел, а вместе с ним и петровские часы.

Тогда императрица Елизавета Петровна распорядилась заказать новые, граф Головкин нашел мастера, опять же в Голландии. В августе 1760 года часы специальным рейсом были доставлены на судне в Петербург, однако колокольню тогда еще не восстановили. Часы долго пролежали в специально для них построенном домике на территории крепости, установили их на шпиль собора спустя несколько десятилетий. Но именно эти часы, с переделкой братьями Бутеноп, сейчас показывают время и проигрывают мелодии. Каждый из четырех циферблатов ­диаметром 2,2 метра.

Приводной механизм шестеренок и самих стрелок старинный механический — за счет гирь. До 1947 года гири поднимались вручную с помощью ручки. Один оборот ручки поднимает гирю на 10 см. Есть еще большой штурвал, который поднимает гирю весом полтонны. Тяжелый ручной труд. Сейчас это делается с помощью автономного электропривода. Как только гиря опускается ниже определенного уровня, электромотор включается и поднимает ее. При этом часы полностью механические.

Венчает колокольню Петропавловского собора скульптурное изображение ангела с золоченым крестом в руках. Скульптура на Петропавловском соборе, так же как кораблик над зданием Адмиралтейства, фигуры подвижные, поворачиваются как флюгеры. Но совсем не для того, чтобы указывать направление ветра. Размах крыльев — 3,8 метра. Скульптура обладает, выражаясь морским языком, большой парусностью. Если бы она не поворачивалась, порывы вет­ра могли бы ее сломать. Поэтому важно, чтобы поворотный механизм действовал безупречно, его каждые полгода осматривают мастера с выучкой альпиниста. Ведь последние 20 метров пути к ангелу — по скобам, приваренным на внешней поверхности шпиля.

photo_5465555410300822558_w.jpg
ФОТО Марии ШЕРИХ

Колокольня и шпиль сегодня не совсем такие, каковыми они были при Петре Первом, их два раза переделывали. В середине XVIII века случился пожар, и Екатерина Вторая, восстанавливая храм, потребовала, чтобы восстанавливали его как прежний, — практически все было воссоздано. Колокольня при этом с течением времени росла. Особо важной была реконструкция по проекту русского инженера Дмит­рия Журавского в XIX веке. Тогда были установлены надежные металлические конструкции. И эту колокольню мы видим сегодня, — рассказал настоятель Петропавловского храма отец Александр.

Читайте также:

Колокольня Николо-Богоявленского собора после реставрации вновь радует петербуржцев своим звоном

Колокольня Владимирского собора снова стала созывать своим звоном прихожан на службу


#Петропавловский собор #колокольня #храм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (7759) от 30.09.2024 под заголовком «На пути к ангелу».


Комментарии