На подступах к агломерации. Нужно ли объединение Петербурга и Ленобласти?

Как только в стране происходят изменения и градус политической активности растет, разворачивается общественный диалог и всплывает идея объединения Петербурга и Ленобласти в единый регион. Недавно представители экспертного сообщества вновь завели об этом разговор на одной из городских дискуссионных площадок, где прозвучали знакомые и новые аргументы слияния.

На подступах к агломерации. Нужно ли объединение Петербурга и Ленобласти? | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Предложения укрупнить то один, то другой российский регион путем его объединения с соседним субъектом Федерации возникают нередко. Но постепенно страсти по этому поводу утихают, активность приверженцев подобных реформ сходит на нет, и тема из общественного пространства исчезает. А вот разговор о «большом Петербурге» начинается вновь и вновь.

И каждый раз взаимодействие мегаполиса и Ленобласти натыкается на серьезные неувязки. А они требуют взаимных шагов и серьезных ассигнований, когда непонятно, из какого бюджетного кармана выкладывать деньги и чей проект взять за основу, поскольку у этих соседей-субъектов зачастую разное видение. Причем камней преткновения у них больше, чем у других расположенных бок о бок регионов, и не решаются проблемы годами (во многом оттого, что Петербург, город федерального значения, существует в едином для всех законодательном поле).

Это, например, трудности с развитием дорожно-транспортной инфраструктуры на границе регионов и несанкционированные свалки питерского мусора, появляющиеся за пределами мегаполиса. Не говоря уже о ситуации, при которой сотни тысяч жителей Ленобласти, работая в северной столице и оставляя там налоги, пользуются социальной инфраструктурой по месту прописки. В общем, проблемы известные...

Многие из них обсуждались и в ходе последней дискуссии, в которой принял участие петербургский политолог директор АНО «Институт современного государственного развития» Дмитрий Солонников. По его словам, вопрос о расширении петербургской агломерации возникал не единожды, и власти вроде бы готовы были рассмотреть механизм слияния регионов. Но всякий раз накатывал очередной экономический кризис, и дело приходилось откладывать. Теперь же настала пора вернуться к «долгоиграющей» теме, прозвучало на встрече, чтобы одним махом разрубить этот гордиев узел, иначе проблемы будут лишь обостряться.

Доводы приводились при этом знакомые: исторические (со времен основания град Петра был административным центром прилегающей территории), экономические (можно горы свернуть, сложив бюджеты двух слившихся регионов), экологические (легче договориться, отодвинув мусорные полигоны подальше от мегаполиса) и т. д.

Укрупнить северную столицу за счет присоединения к ней сопредельных территорий Ленобласти (Всеволожский, Гатчинский и Ломоносовский районы, а также города Отрадное, Кировск и Шлиссельбург), где проживают в целом 785,5 тыс. человек, по мнению ряда экспертов и лидеров общественных движений, придется неизбежно. Но, когда это случится, говорят сторонники объединения, расширение мегаполиса фактически разорвет динамично развивающийся сегодня 47-й регион на две части. А потому создание единого субъекта не стоит откладывать.

Эта аргументация была подкреплена свежей статистикой. Так, прозвучало, что 440,2 тыс. жителей Ленобласти, согласно исследованиям Высшей школы экономики, работают в Петербурге. Хотя, по данным областного правительства, 170 тысяч петербуржцев в свою очередь трудятся на предприятиях 47-го региона, экономический потенциал которого растет активнее, чем большинства других субъектов Федерации...

Принявший участие в дискуссии Михаил Хазин, бывший чиновник администрации президента РФ, член высшего совета Международного евразийского движения, ход своих рассуждений на эту больную тему подкрепил следующими тезисами.

Первый: происходящее в российской и мировой экономике убеждает, что длительный тренд, который на Западе охватывает около 40 лет, а в России чуть меньше, заканчивается. Модель потребления, при которой правила игры определяли финансисты и производители товаров (в ее рамках по всему миру и появлялись мегаполисы), себя исчерпала, а новой пока не возникло.

Но маятник качнется в обратную сторону, и тогда жители Москвы и Петербурга, скорее всего, начнут их покидать, устремляясь на окраины таких укрупненных регионов.

Второй довод: роль российских регионов (Петербурга в особенности), которая и теперь достаточно высока, будет расти, а управляемость ими низкая. Но если появится суммарный бюджет, а чиновников в результате их сокращения станет меньше, то и руководить сросшимися регионами, более умело расходуя бюджетные средства, станет проще.

Кстати, валовой региональный продукт на душу населения у двух регионов и ныне в принципе сопоставим: 727,2 тыс. рублей в Петербурге (девятое место в России по этому показателю) и 535,7 тыс. рублей в Ленобласти (16-я позиция в общем списке).

Жители области, принявшие участие в обсуждении такого масштабного проекта, делились сомнениями: их земляки, имеющие рабочие места в Петербурге, может, и готовы с ним слиться, но что это даст всем остальным? Да и не все петербуржцы однозначно скажут, стоит ли надеяться на синергетический эффект, повышая жизненный уровень обитателей далеких от северной столицы Бокситогорска, Подпорожья, Луги...

#Ленобласть #слияние

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (6617) от 04.02.2020 под заголовком «На подступах к агломерации».


Комментарии