На «Планерную» со щитом. Что тормозит строительство метро в Петербурге?

Зеленая ветка подземки в этом году должна была стать третьей, вместе с коричневой и оранжевой, на которой петербургские метростроители ведут работы. Но не срослось. Планы по запуску возвращенного из Москвы проходческого щита «Надежда» от Туристской улицы в сторону «Планерной» не осуществились. И хотя неделю назад Смольный утвердил дополнительное соглашение с «Метростроем Северной столицы» (МССС) на продолжение Невско-Василеостровской линии, «Надежду» запустят в тоннель только в следующем году, в лучшем случае — в начале лета.

На «Планерную» со щитом. Что тормозит строительство метро в Петербурге? | Пять лет назад «Надежда» привела петербуржцев на Крестовский остров, сегодня щит должен продолжить  Невско-Василеостровскую линию./ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Пять лет назад «Надежда» привела петербуржцев на Крестовский остров, сегодня щит должен продолжить Невско-Василеостровскую линию./ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Для начала метростроителям нужно будет выполнить комплекс подготовительных процедур. Котлован для монтировки щита на Туристской улице есть. Оттуда «Надежда» начинала свой поход по зеленой ветке, когда надо было срочно построить обязательные объекты ЧМ по футболу-2018 — станции метро «Беговая» и «Новокрестовская» (нынешняя «Зенит»). Теперь проходческий щит на Туристской улице должны запустить в противоположную сторону — на север. Однако время прошло, законсервированный семь лет назад котлован необходимо заново подготовить для монтировки щита — укрепить железобетонными конструкциями, соорудить монолитную обделку для ввода оборудования и потом уже смонтировать сам щит. Как заявляют в компании МССС, на эти работы уйдет до полугода, и движение от «Беговой» в сторону будущей «Планерной» проходческий комплекс начнет в следующем году.

Поскольку работы на зеленой ветке должны были начаться в 2022‑м, «Метрострой Северной столицы», условно говоря, сэкономил, а на самом деле не смог освоить 17 из 30 миллиардов руб­лей, заложенных в бюджете нынешнего года на строительство подземки. В эти дни депутаты Законодательного собрания проводят корректировку бюджета с перераспределением неосвоенных средств. При этом 14,1 миллиарда планируют направить на закупку необходимого оборудования для МССС и выкупа активов бывшего ОАО «Метрострой», признанного банкротом.

Но вернемся к спланированному, хотя и отложенному запуску «Надежды» на зеленую ветку метро. Как выяснилось, подготовить котлован для монтажа щита — задача необходимая, но не самая сложная. Главная проблема — в самом проходческом комплексе. Щит проекта S-782 в отличие от других комплексов не отечественного производства. Он куплен в Германии и является главным достоянием петербургских метростроителей. Диаметр режущего узла этого щита — 10,6 метра, и он единственный в Петербурге и в стране пробивает двухпутный тоннель, при этом производительность комплекса S-782 в несколько раз выше, чем у щитов диаметром 5,6 метра, построенных еще в советские времена на Ясиноватском машиностроительном заводе.

Их невозможно сравнивать, это небо и земля. Да, ясиноватские проходческие комплексы прос­ты в управлении, при их ремонтах многие детали мы изготавливали сами, покупали только режущие инструменты. Но щит «Надежда» — по сути, завод, длина комплекса — 60 метров, управление электронное, он все делает сам. Эксплуатационный ресурс S-782 — 12 километров проложенных тоннелей. В нашем городе он отработал на прокладке Фрунзенского радиуса и зеленой ветки метро — для станций «Беговая» и «Зенит», пройденный на этих линиях путь — 9 километров. Затем его арендовали москвичи, и только весной нынешнего года комплекс вернулся в Петербург. При этом ресурс щита уже выработан, сейчас требуется его полная санация, — рассказал Валерий Кузнецов, эксперт редакции, проработавший полтора десятка лет директором управления механизации «Метростроя».

Как раз с санацией и возникли проблемы. Нужны запасные части, но в условиях санкций немецкая компания-производитель их нам поставить не может. Впрочем, ситуация совсем не безвыходная.

Насколько мне известно, такие же щиты производят в Китае, необходимо только проявить желание, а главное, компетентность в поиске нужных узлов и деталей. Но перед санацией самым тщательным образом должна быть проведена дефектовка комплекса: определение всех его слабых мест, процента изношенности узлов, в частности оболочки режущего щита. Отмечу также, что санация, закупка запасных узлов и деталей — дело недешевое, обойдется в несколько сотен миллионов рублей. Но делать это надо, комплекс S-782 для российского метростроения уникален, — пояснил Кузнецов.

Приводить в порядок «Надежду» необходимо еще и потому, что проект строительства продолжения зеленой ветки на север — после «Беговой» к станциям «Богатырская» (ранее фигурировала как «Туристская») и «Планерная» (проектное название «Зоопарк») подготовлен с расчетом, что тоннель будет двухпутным, то есть пробивать его будет именно «Надежда». Если же этот щит в порядок не приведут, потребуется совершенно новый проект. В таком случае о пробивке продолжения зеленой ветки в ближайшие годы придется просто забыть. Но, как отметил наш эксперт, есть все предпосылки, что санация щита «Надежда» может быть успешно проведена.

Таким образом, несмотря на возникшие сложности, прокладка зеленой ветки остается в перво­очередных планах петербургских метростроителей. Еще одно перспективное направление, упоминаемое в последнее время, — пробивка оранжевой линии подземки от станции «Улица Дыбенко» до города-спутника Кудрово. Хотя этот город находится на территории Ленинградской области, строить метро будет петербургская компания, и потому на днях стало известно, что областное правительство подготовило перечисление в бюджет Северной столицы около 265 миллионов руб­лей — для подготовки к строительству станции «Кудрово». Деньги пойдут на выкуп участков земли, где будут располагаться наземные объекты продолжения оранжевой ветки: два вестибюля, электродепо с рельсовыми и автодорожным подходами и вентиляционные шахты.

В начале текущего года комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга уже приступил к проектированию нового участка четвертой линии. Для продолжения этой работы необходимо провести выкуп земель в Ленобласти. 265 млн рублей будут потрачены на компенсацию стоимости земельных участков, выплаты владельцам гаражей, расположенных на изымаемой земле, и финансирование работ по их сносу. Кроме самой станции «Кудрово» на продолжении оранжевой ветки будет располагаться также электродепо «Правобережное». Согласно нынешней программе ввода станций метро, «Кудрово» должна быть открыта в 2029 году, начать строить этот участок планируют в 2023‑м.


#метро #строительство #метрополитен

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (7292) от 08.11.2022 под заголовком «На «Планерную» со щитом».


Комментарии