На Кадетскую с подушкой. Участок трамвайных путей перекладывают на Васильевском острове
До конца года приведут в порядок Кадетскую линию. На отрезке от Тучкова моста до Среднего проспекта пришла пора рельсы заменить, их уже полностью демонтировали. Капитальный ремонт линии проведут по современным технологиям, пути уложат на монолитную бетонную подушку. После завершения работ пассажиры трамвая будут ехать без шума, пыли и тряски.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Небольшой экскаватор с корнем вырывает прогнившие деревянные шпалы и тронутые ржавчиной рельсы. Даже сами рабочие отошли подальше в сторонку, настолько яростно выскребала спецтехника остатки трамвайных путей.
— Капремонт начали 9 ноября, и первое, что необходимо сделать, это демонтировать пришедшие в негодность рельсы. Сейчас в работах задействованы 20 человек, они ведутся на всем протяжении отведенного под ремонт участка Кадетской линии: от Тучкова моста, включая кривую радиусом 50 метров у набережной Макарова, до Среднего проспекта с закруглением на него, — представил фронт работ мастер путевого участка Арсентий Орлюк.
Строительный городок ремонтники обустроили в начале Среднего проспекта, что, конечно же, оказало влияние на дорожную ситуацию. Магистрали здесь и без того не особо широкие, поэтому на Кадетской линии и перекрестке со Средним сейчас без пробок не обходится. Значительно перекроили и схему движения общественного транспорта: автобусов, троллейбусов. При этом оборудовали временные остановки на 2‑й и 3‑й линиях. Подробно со схемой проезда можно ознакомиться на сайтах ГАТИ и КРТИ. Движение трамваев № 6 и 40 по Кадетской линии и началу Среднего проспекта временно закрыто. По меркам обычных сроков перекладки трамвайных путей — ненадолго.
— По контракту, все работы должны быть закончены 24 декабря, но мы планируем усилить кадровый состав и завершить ремонт досрочно, — пообещал мастер.
О шпалах, хоть деревянных, хоть бетонных, современные строители трамвайных путей уже забывают. Рельсы укладываются на монолитной железобетонной подушке. Она жесткая, однако обеспечивает ровный и бесшумный ход трамвая, так что на этой подушке пассажирам в салоне ничто не будет мешать при желании и подремать. Кроме того, при монтаже путей будут использоваться прирельсовые резиновые вкладыши, которые также сводят к минимуму шум и тряску. Причем головки рельсов будут на одном уровне с покрытием проезжей части. Это уже плюс для автомобилистов: колеса машин не будут жестко встречаться с путями. Но пока на месте будущей трамвайной линии траншея.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
— Сначала все демонтируем, бэушные рельсы и шпалы отправляем на переработку. Потом до проектной отметки снимаем слой земли для обустройства основания путей. После этого засыпается до определенного уровня щебень, на него укладывается бетон марки Б-7,5, он станет подушкой для основной плиты. Следующая операция — армирование, монтируется сетка из железных прутьев. Армокаркас заливаем волоконным бетоном, чтобы плита была прочнее. Затем — монтаж рельсов. Укладываем их на резиновую подошву, она надевается на рельс. Конструкцию заливаем двухкомпонентной мастикой, которая обеспечит меньший износ путей, — расписал порядок работ Арсентий Орлюк.
Современные трамвайные пути считаются бесстыковыми — за счет алюминотермитной сварки, при которой используются химические реакции восстановления железа из оксидов. Эта реакция сопровождается выделением тепла, добавляется порошок, и рельсы свариваются. Получается прочное и долгосрочное соединение. А если нет стыков, то нет и тряски в вагоне.
— Гарантия работ — 20 – 25 лет. При этом важно, что такое устройство путей обеспечивает в будущем их самый простой ремонт. В случае интенсивной эксплуатации рельсы могут изнашиваться за более короткий срок, при их замене основную бетонную плиту не трогают. Отработанные рельсы снимают, а новые монтируют прямо на той основной плите, — сделал прогноз на будущее мастер путевого участка.
Перекладка рельсов на Кадетской линии подведет итог программы 2024 года по модернизации трамвайных путей. Работы велись в Центральном, Невском, Василеостровском, Выборгском и Калининском районах, в течение года было запланировано переложить порядка 22 километров трамвайных путей. Первый ремонт года был проведен на Народной улице — от Дальневосточного проспекта до Володарского моста, а также на Дальневосточном — от Народной до улицы Тельмана.
Общая протяженность отремонтированного одиночного пути там составила 3,73 км. Кстати, для сравнения: протяженность реконструируемого участка на Кадетской линии — 770 метров.
Также в этом году большие работы проведены на проспекте Просвещения — на участках от проспекта Энгельса до пр. Художников и от проспекта Культуры до Светлановского. Завершены работы на Садовой улице — от набережной реки Мойки до Инженерной улицы и от Сенной площади до Вознесенского проспекта. Садовая — наша самая трамвайная улица, за последние два года проложены новые пути на всем ее протяжении.
Использование современных технологий при ремонтах позволяет не только улучшить комфортность поездки для пассажиров, но и увеличить скорость трамвая, что тоже немаловажно. В ближайшие четыре года городские власти планируют усовершенствовать схему движения и обособить трамвайные пути от проезжей части на 15 так называемых магистральных маршрутах, которые связывают станции метро. В результате, по расчетам, скорость трамваев увеличится на 14 процентов.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
При этом в ближайшие годы в Петербурге намечено построить сразу нескольких трамвайных линий. Один из проектов — связь Выборгского района города и областных Бугров. Линия протяженностью 2,5 километра пройдет по улице Михаила Дудина — на участке от проспекта Энгельса до улицы Федора Абрамова, затем свернет на ул. Федора Абрамова и дойдет до Заречной. Другой маршрут — из Шушар в Колпино: по проекту, трамвайную линию проложат вдоль Софийской улицы. Документацию по планировке территории уже подготовили в КРТИ. Кроме того, в Колпине собираются проложить рельсовый путь от Рыбацкого — вдоль Советского проспекта, Петрозаводского шоссе и улицы Севастьянова. В генплане Северной столицы значится также линия вдоль Большого Смоленского проспекта, но это уже после завершения строительства одноименного моста через Неву. Как известно, в проекте сооружения переправы заложена и прокладка по мосту трамвайных путей.
Все названные проекты — в планах, а вот трамвайная линия Купчино — Шушары — Славянка протяженностью 21 километр уже строится. Ветка пройдет по южной части города, первый этап — от станции метро «Купчино» до Шушар, второй — до Славянки. По ходу трассы необходимо будет соорудить путепроводы через пути Октябрьской железной дороги, Витебский и Московский проспекты, КАД. Также предстоит построить мосты через реки Волковку и Славянку. Запустить движение по маршруту планируют к концу 2026 года.
Читайте также:
Подрядчик обновил трассу. Петербургские дорожники завершили ремонт Зеленогорского шоссе
Завершилась реставрация исторической тяговой подстанции «Красных зорь» на Петроградской стороне
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2117 (7793) от 18.11.2024 под заголовком «На Кадетскую с подушкой».
Комментарии