На берегу Сестрорецкого разлива появилась еще одна заповедная зона

…Издали было видно, что человек, идущий по прямой лесной тропе, облечен полномочиями: белый бейдж на темной форме, синий жилет со светоотражающими полосками, форменная бейсболка. Смотрел внимательно и даже как будто с подозрением. Так, что захотелось извиниться: мол, прошу прощения, что громко говорила по телефону, нарушая тишину заказника. Он улыбнулся: «Ничего страшного. Отдыхайте спокойно: гуляйте, дышите!».

На берегу Сестрорецкого разлива появилась еще одна заповедная зона | Когда природные условия сочетаются с трудом людей, получается вот такая красота./Фото автора

Когда природные условия сочетаются с трудом людей, получается вот такая красота./Фото автора

Оказалось: не лесник, а охранник. Следит, чтобы на территории заказника не было нарушений. Пояснил:

— Если кто‑то нарушает, я должен сфотографировать и направить фото своему руководству. А там уж решат, как именно привлекать нарушителей к ответственности.

На вопрос: «Есть ли тут лоси?» — ответил: «Ни разу не видел. Есть лисы, зайцы… И кабаны. Их надо стороной обходить. Особенно когда выводок идет. Они, кстати, часто выходят к новостройкам Тарховки и Александровской. Ну и змей у нас на «Сестрорецком болоте» много».

Стоп. Приехали! «Сестрорецкое болото» находится на правом берегу озера Сестрорецкий Разлив, а мы идем по левому. Как раз там, где начинается новая особо охраняемая природная территория (ООПТ), выделенная решением городского правительства в нынешнем году.

— Возможно, — ответил охранник — Да какая разница? Мы охраняем лес. А как он называется, мне неважно.

А называется он заказник «Левашовский» — самая крупная ООПТ в нашем субъекте Федерации: более 2,7 тысячи гектаров. Она действительно вплотную прилегает к «Сестрорецкому болоту». Граница проходит по левому берегу Сестрорецкого Разлива, далее вдоль поймы Черной речки, потом поворачивает на юго-восток, оставляя в стороне Дибуны и Песочную, идет на юг по Горскому шоссе, затем — вдоль трассы КАД по Левашовскому шоссе и, не доходя до территории СНТ «Ветеран», тянется на север опять к берегу Разлива.

Самый яркий ориентир — Музей-шалаш Ленина. Проходишь мимо него по симпатичной дорожке вдоль озера и примерно через три километра справа начинается Левашовский лес. Можно прогуляться и из Дибунов, откуда в сторону Разлива тоже ведет вполне приличная дорожка, которая в паре километров от поселка проходит под трассой ЗСД. Если идти этим путем, то новый заказник, соответственно, будет слева.

Кроме Черной речки по территории «Левашовского» протекает еще Хайзовый ручей, есть также внутренний водоем — озеро Глухое. Заболоченные низины чередуются с песчаными грядами, смешанный непроходимый лес сменяется светлым, прозрачным сосняком…

DSCN2583.JPGЧерная речка нередко несет в Разлив грязь. Средство защиты — боновые заграждения./ФОТО автора 

Стоит особо сказать, что в большой части здешний лес имеет искусственное происхождение. Примерно треть площади заказника исстари занимали луга. Остальное было заболоченным пространством с отдельными перелесками. Встречались также небольшие участки елей и лиственниц. И лишь в 1940 – 1950‑х годах лесхоз получил задание разводить на левом берегу Сестрорецкого Разлива регулярный лес. Как раз затем, чтобы преодолеть заболоченность.

И появились здесь не только сосны и елки, но и клены, осины, ивы. Вдоль берега озера посадили даже розу морщинистолистную (проще говоря, шиповник), совсем неестественное для наших широт растение. Березы, ольха и рябина выросли сами. Встречается также карликовая береза, которая тоже не наше (не таежное) дерево, а родом из тундры. Откуда она взялась, неясно. В общем, Левашовский лес — это, выражаясь архитектурным языком, сплошная эклектика.

Самые известные представители здешней фауны — серые жабы. Если бы люди не проложили дорогу вдоль берега озера (как раз ту, по которой можно пройти от Шалаша до Дибунов), скорее всего, серые жабы не были бы столь заметными жителями леса. Эта дорога преградила путь, которым жабьи «стада» пробирались от озера до родных болот. Теперь они вынуждены пре­одолевать несколько метров асфальта, рискуя жизнью. Гадюкам и ужам повезло больше: они не перемещаются так же кучно.

Здесь раздолье птицам. Орнитологи насчитали в Левашовском лесу 128 видов. Встречаются охраняемые в России скопа и большой кроншнеп. Проживают здесь и хищные птицы: соколы, совы. Говорят, есть и такая редкость, как летучие мыши двух видов: северная кожанка и ночница водяная.

Кроме зайцев, лис и кабанов зоологи также обнаружили следы ондатр, бобров, хорьков, барсуков. А ежиков вообще может встретить каждый, у кого есть терпение и внимание.

Заказник здесь планировали организовать еще в 2009 – 2010 годах. Помешало строительство Западного скоростного диаметра — северной его части. Иного места для этой дороги, как только по Левашовскому лесу, не нашлось. При этом тогда, в 2010 году, трудно было сказать, сколько конкретно места займет объект. А потому создание заказника притормозили… до выяснения. К слову, ныне желоб ЗСД кажется скромным сооружением, буквально потерявшимся в зеленом море заказника.

Пока тянулось строительство скоростного диаметра, случился более локальный инцидент, связанный с базой отдыха на Глухом озере. Автомобили, движущиеся по «жабьей» дороге, едут именно туда — на базу.

В один прекрасный момент собственники базы поставили на «своей» дороге шлагбаум, который открывали только для «своих» машин. Власти Курортного района воспротивились: ведь дорога была общественной, хоть и вела к единственному объекту на Глухом озере. Возник конфликт, одной из сторон которого стали специалисты дирекции ООПТ. Причем они выступали на стороне… базы отдыха, утверждая, что шлагбаум поставлен в интересах серых жаб.

Предупреждение для автомобилистов. В Левашовский лес жабы мигрируют из Сестрорецкого болота./ФОТО автора Предупреждение для автомобилистов. В Левашовский лес жабы мигрируют из Сестрорецкого болота./ФОТО автора 

Районная администрация победила: ныне асфальтированная дорога до базы открыта, а шлагбаум переставили к грунтовке, которая идет дальше вдоль Разлива после того, как асфальт поворачивает к Глухому озеру. Так что машины, к счастью, не могут проехать в глубь заказника. Не будь шлагбаума, наверняка нашлось бы много желающих проехать его насквозь, прямо до Дибунов.

— Вообще‑то в заказнике нельзя не только на машинах ездить, но даже на велосипедах, — пояснил охранник. — Но что уж тут поделаешь, база и дорога появились раньше, чем заказник. Куда ж их теперь девать?

При утверждении границ «Левашовского» территорию базы исключили из общей площади. Так что теперь внутри заказника есть своеобразный анклав, на который природоохранные ограничения не распространяются. На таких же условиях существует нитка ЗСД, а также газопровод, который ныне начали тянуть параллельно скорост­ному диаметру к газораспределительной станции «Конная Лахта». Очевидно, если городу понадобиться построить еще какой‑нибудь инфраструктурный объект, заказнику придется подвинуться. Такова реальность жизнедеятельности мегаполиса.

История заказника «Левашовский» только-только начинается. Даже стендов, информирующих о границах территории новой ООПТ, пока явно недостаточно. Еще предстоит провести таксацию. То есть оценить лес с точки зрения количества, качества, возраста, состава деревьев, а также проанализировать ландшафтные, рекреационные, эстетические и гигиенические характеристики территории. Заниматься этим будет государственное казенное учреждение «Курортный лесопарк» — главная контора, ведающая всеми городскими лесами Петербурга. Вернее, ее подрядная организация ООО «Земля», согласившееся за 488,5 тысячи рублей провести таксацию лесов всего ­Сестрорецкого лесничества, частями которого являются две крупнейшие ООПТ — «Сестрорецкое болото» и «Левашовский».

Работы должны завершиться к концу 2024 года. Тогда специалис­ты получат материалы, которые лягут в основу плана лесоустроительных работ. Этот план будут разрабатывать вместе сотрудники «Курортного лесопарка», который подчиняется комитету по благо­устройству, и дирекция ООПТ, подведомственная комитету природопользования. Отныне за Левашовский лес они отвечают сообща.


#заповедник #природа #экология

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 140 (7469) от 01.08.2023 под заголовком «Привет с жабьей дороги/На берегу Сестрорецкого разлива появилась еще одна заповедная зона/».


Комментарии