На бегу и на велосипеде. Спрос на курьеров в Петербурге остается высоким
Возникшая на волне коронавируса потребность в курьерах остается актуальной: по данным hh.ru, за последние месяцы российские работодатели разместили для них более 27 тысяч вакансий. А в Петербурге за минувший год спрос на доставщиков товаров и услуг вырос на 68 % — сейчас свободны места примерно для трех тысяч специалистов.
Работать в качестве доставщика товаров тяжело, но многих эта деятельность привлекает простотой и доступностью./ФОТО Сергея ПЕТРОВА/NEWS.ru/ТАСС
Работа для всех и каждого
Большая потребность в курьерах объяснима: во время пандемии многие петербуржцы поняли, что для получения еды, продуктов из супермаркета или даже новых гаджетов вовсе не обязательно самому выходить из дома. «Горожане успели привыкнуть к этому удобному сервису и отказываться от него уже не хотят, — считает психолог Борис Артемонов. — Хотя сейчас каждый может и сам отправиться в магазин, тысячи людей предпочитают не тратить на это время. И действительно, зачем, если пироги или новый телефон сами могут приехать к вам?»
В этой связи профессия курьера стала мегавостребованной — люди нужны тысячами. Причем этот род деятельности оказался по душе вовсе не только трудовым мигрантам, поскольку работать в системе доставки может и стар и млад. В курьеры идут и студенты, и пенсионеры. Тем более что особых специальных навыков почти не требуется — были бы желание, возможность совмещать с другими аспектами жизни и должное здоровье. Причем выбор мест трудоустройства велик: работать можно и в штате, и в формате платформенной занятости. В гигантском курьерском сервисе с тысячами коллег по трудовому договору или в небольшом заведении общепита самозанятым. График может быть практически каким угодно — доставщики-водители на грузовиках и легковушках, пешие и велокурьеры повсеместно требуются для работы днем, вечером и ночью. В срочном порядке и по выходным дням. Спектр доставки тоже широк: работодатель может предложить «довоз» продуктов и готовых блюд, гаджетов и запчастей, парфюмерии и косметики, товаров для животных или только документов. А поскольку по согласованию с работодателем график труда легко регулируется, желающие есть постоянно.
Главное — быстро и вовремя
«Хотите работать у нас курьером? Приходите!» — одно только мое желание трудиться в таком качестве на другом конце трубки вызвало удовольствие. При этом ни возраст, ни какие‑либо факты моей прежней трудовой биографии кадровика крупной курьерской сети не заинтересовали. «В ходе собеседования все выясним. И решим на месте», — резюмировала дама.
В заранее оговоренное время меня приняли и фактически задали только один вопрос. Насколько физически и морально я готова к такой работе. «Ведь курьера ноги кормят», — сообщили мне без обиняков. И пояснили: поскольку прав на автотранспорт у меня нет, трудиться можно либо пешком, либо используя самокат или велосипед. И, убедившись в серьезности моих намерений, сразу постарались ввести в курс дела.
Как выяснилось, главное — быстро и вовремя доставлять товары. Необходимо быть добросовестным и вежливым, уметь грамотно излагать мысли и находить язык даже с теми клиентами, которые не всегда правы, иметь навык использования гаджетов — смартфон или планшет обязательно нужны как для общения со своим менеджером и клиентом, так и для поиска нужного адреса. Само собой, к работе курьером нужно быть готовым и физически — за смену придется «наматывать» не один километр независимо от погодных условий. Придется освоить и азы профильного документооборота: как получать и выдавать товар, как отчитываться и составлять документацию.
«Если все устраивает, можем оформиться на работу прямо сейчас», — попыталась сразу взять меня в оборот «собеседовавшая» дама. От прямого ответа я уклонилась и робко поинтересовалась, что мне светит помимо ежедневного заряда бодрости в виде беспрестанной тренировки мышц и активного общения. «Вы про зарплату? — догадалась она. — Не обидим». Однако я все же решила взять паузу…
Уметь приспособиться
«Собралась работать курьером? — удивился один из моих знакомых, уже пару лет осваивающий эту сферу деятельности. — Прежде надо хорошо подумать. И выбрать то, что тебе действительно подходит». Курьер курьеру, оказывается, рознь. Ведь один развозит конверты с документами, другой — заказы из ресторанов, третий — дорогущие телефоны, а четвертый — кошачий корм и наполнитель… И правда, сама как‑то заказывала через Интернет 20‑килограммовый мешок с наполнителем. Так худенький парнишка пер его на велике в заплечном «ящике» и так утомился, что мне его жалко стало. «Больше всего в нашем деле платят тем, кто работает на автомобиле, — они и свыше 100 тысяч рублей в месяц получать могут, — поделился сокровенной информацией приятель. — Остальные работают в основном по «сделке», и все зависит от количества и качества выполнения заказов. Но, как правило, не больше 80 тысяч».
Просветил он и насчет нюансов курьерского труда. Возить документы, к примеру, легко и удобно — эта работа вполне годится для пенсионеров. Только вот желающих обычно достаточно, и такие места почти всегда заняты. Возить тяжелые продовольственные заказы — это всегда пожалуйста — вариантов навалом. Доставлять гаджеты тоже неплохо, но опасно. Если на продукты стоимостью 2 – 3 тысячи рублей вряд ли кто позарится, то желающие «отжать» смартфон за 30 – 40 тысяч находятся.
«Если захочешь все‑таки пойти в курьеры, при трудоустройстве обращай внимание на любые мелочи, — предупредил знакомый. — На то, какова продолжительность рабочей смены. Как оплачивается труд и какова система поощрений/наказаний. Какова твоя ответственность и как могут разрешаться конфликтные ситуации. Ведь если что‑то упустишь — можно оказаться и в минусе». И еще строго-настрого рекомендовал не «покупаться» на подозрительно большие заработки: нередко именно таким образом в свои сети мошенники заманивают доверчивых простаков, которых потом «втемную» используют для доставки запрещенных веществ или для участия в преступных схемах отъема денег.
Объяснили мне и причину текучки кадров. Работа непростая и физически, и морально. Многие, кто приходит быстро «срубить» деньжат, не выдерживают и уходят туда, где легче. Поэтому обычно держится некий костяк из тех, кто уже привык, приспособился и притерся. «Остальные меняются, как картинки в калейдоскопе — не успеваешь запоминать», — поделился мой знакомый курьер. Так что пауза, взятая мною после собеседования, продолжается. Но тем, кто созрел, сразу предложат и электровелосипед, и заплечный «ящик». А заодно с ними — ответственность и возможность заработать.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (7538) от 06.11.2023 под заголовком «На бегу и на велосипеде».
Комментарии