Дали на пляже Петропавловки: фестиваль пеcчаных скульптур в Петербурге

Копии творений Микеланджело, Леонардо да Винчи, Сальвадора Дали появились... недалеко от Эрмитажа. Хотя известных мастеров из многих регионов России, Украины и Польши для того в Петербург и пригласили, чтобы они отважились на такую творческую дерзость.

Дали на пляже Петропавловки: фестиваль пеcчаных скульптур в Петербурге | Фото: Александр Дроздов

Фото: Александр Дроздов

Ведь копии шедевров, переживших века, выполнены из самого, пожалуй, недолговечного материала - для Фестиваля песчаных скульптур, который откроется 25 мая. Причем эти близнецы гениальных работ готовы выдержать проверку временем, простояв под стенами Петропавловской крепости аж до осени.

Гигантский лик Петра Великого обращен куда-то далеко, и осматривать его лучше не вблизи, откуда черты лица кажутся слегка искаженными, а отойдя на несколько шагов. Но автор, петербуржец Дмитрий Клименко, этого и добивался, справедливо полагая, что большое видится на расстоянии.

Его шестиметровое творение, однако, не такое внушительное по сравнению с другими. Самым высоким за всю историю фестиваля оказался десятиметровый двойник церкви с острова Кижи. Этот памятник деревянного зодчества был построен без единого гвоздя, а Дмитрий Глебездов из Архангельска (впрочем, как и другие специалисты) соорудил его копию, не применяя никаких вяжущих средств: только песок и вода.

Лишь изредка надо покрывать готовые детали жидким клеем ПВА, добавляя им прочности, и на финальном этапе приходится окатывать из краскопульта той же нехитрой смесью всю эту громаду. Вот и весь секрет «долгожительства».

Мировые шедевры - памятники архитектуры, скульптуры и живописи - решено было сделать главной темой фестиваля-2018 почти полгода назад, когда сотрудники Государственного музея истории Санкт-Петербурга приступили к его подготовке. Тогда же договорились не привозить для этого новый песок, а использовать тот, что находится буквально под ногами, на пляже у Петропавловской крепости, пропустив его предварительно через сито.

«Клада при этом не нашли, - шутит Александр Грицай, куратор фестиваля, - а вот мусора собрали столько, что он с трудом уместился на двух «Газелях». Правда, и песка понадобилось в этом году необычайно много, почти три тысячи тонн».

На то они и шедевры, чтобы делать их «репродукции» как можно крупнее. Хотя главное тут не размеры, а максимально полное повторение всемирно известного оригинала. Поэтому красноярец Сергей Асеев так старательно выписывает облик и одежду запорожцев, пишущих письмо турецкому султану, как на картине Ильи Репина.

Харьковчанин Артем Самойлов старается оживить лица апостолов из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. А готические шпили знаменитого Миланского собора воспроизводят два других мастера - Эдуард Абдулганиев (Ижевск) и Владимир Блюдник, приехавший из польского города Познань. Тоже ювелирная, нужно признать, работа.

В первые дни было так зябко, что подготовку замерзшего песка приходилось откладывать: его следовало, очистив, засыпать в деревянные опалубки и основательно утрамбовывать.

«Потом опасались, что питерские дожди начнут смывать наши усилия, - рассказывает Эдуард. - Но получилась другая крайность: то и день светит жаркое солнце, что тоже плохо, если имеешь дело с таким чутким к погоде материалом».

Но основная работа позади, остались последние штрихи. До этого скульпторы использовали тяжелые приспособления, похожие на строительные мастерки, а теперь дорабатывают фигуры с помощью инструментов, которые в ходу у настоящих живописцев.

Всего в этом году будет представлено около двух десятков композиций, которые выполнили 23 российских скульптора и зарубежные их коллеги, участники и призеры международных фестивалей. В том числе «отражение» таких объектов всемирного наследия, как египетские сфинксы и пирамида племени майя, а также объемные копии живописных полотен (среди них картина Дали «Постоянство памяти», больше известная как «Мягкие часы»). Одну из работ организаторы собираются посвятить грядущему чемпионату мира по футболу, но что это будет, пока держат в секрете. А продлится песчаный фестиваль до середины сентября.

Материал был опубликован в газете под № 090 (6199) от 23.05.2018 под заголовком «Мягкие часы у пирамиды».

#песчаные скульптуры #Петропавловская крепость

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 090 (6199) от 23.05.2018.


Комментарии