Московские студенты представили выставку «Материальность — Магия — Повседневность»
Многообразие современного комикса представили в Петербурге студенты, которые учатся в школе дизайна Высшей школы экономики (Москва). Их выставка, представляющая 50 проектов, называется «Материальность — Магия — Повседневность».
Василиса Сорокина. «Мифы и легенды Бурятии» (фрагмент). / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Как рассказала на вернисаже Мария Скаф, куратор выставки, цель показа — преодолеть стереотип восприятия комикса как веселых картинок, предназначенных совсем юной аудитории. Студенты, создатели рисованных историй, относятся к поколению Z. Они наблюдают мир в смартфоне. Поэтому в их творчестве материальность становится призрачной, а магия существует на каждом шагу.
Эпиграфом к выставке, расположившейся в книжном магазине на улице Союза Печатников, стала работа Евгении Ивановой «Вторая жизнь», выполненная в технике вышивки. История, рассказанная автором, грустная. Жила-была одинокая старушка. Ее единственным другом был большой зеленый кот. Когда старушка умерла от сердечного приступа, кот ее съел. Но она стала иной формой жизни, воплощенной в настенном ковре.
Несколько серий комиксов созданы студентами по инициативе московского Музея истории ГУЛАГа. Задача состояла в том, чтобы на языке, понятном поколению гаджетов, рассказать о массовых репрессиях. Комикс Натальи Потемкиной «А до этого» основан на биографии Тамары Сабуровой, отсидевшей 10 лет в сталинских лагерях. Рисунки размещены в обратном хронологическом порядке, отсюда и название. Начинается комикс с реабилитации Сабуровой, а заканчивается ее рождением. Мама держит ребенка на руках и говорит: «У нее все будет хорошо». В этой почти шутливой интонации пронзительно звучит человеческая драма.
Катя Бондаренко работает в жанре абстрактного комикса. Ее серия «Хальм Тег» отсылает к калмыцкой народной песне о красоте нетронутой степи. Техногенное воздействие человека постепенно превращает разноцветный пейзаж в черный.
Несколько работ выполнены как эскизы для книг-«виммельбухов». Скаф пояснила, в чем отличие таких книжек. Обычно для комикса художник рисует картинки с текстами, которые читатель разглядывает в строго заданной последовательности. Часто издания сопровождаются направляющими стрелками. «Виммельбух» же состоит из картинок-разворотов. Каждый разворот содержит сразу несколько нарисованных сюжетов, которые зритель, он же читатель, может рассматривать в произвольной последовательности.
Например, Василиса Сорокина на одном из разворотов своего проекта «Мифы и легенды Бурятии» показывает, как драконы и другие фантастические существа попадают в мир современных многоэтажек. Можно начинать смотреть с крокодила слева, а можно — со змея справа.
Книга «Дом Дурасовых» создавалась по заказу студенческого начальства (в здании располагается одно из подразделений Вышки). Это рисованный рассказ об известном московском особняке, построенном в начале XIX века. Сначала он был частным домом, зимой 1812 года — штабом наполеоновской армии. Потом там собирались декабристы, за ними — масонская ложа. Позже это был вуз для купеческого сословия, а в советские времена — военная академия. Чтобы всю историю дома поместить на картинки, лучше всего подходит именно «виммельбух». На выставке показаны три первых разворота, посвященные строительству здания. Автор Мария Степанок считает: работали спешно. Поэтому она рисует дом, в котором в одной части слуги накрывают на стол, а в другой каменщики укладывают кирпичи. Текст поясняет, как изготавливали стройматериалы и резали камень для украшения фасадов. А также, что такое стиль классицизм, в котором построен дом.
Выставку дополняют книги, изданные по рисункам студентов. Она работает по 10 марта.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 34 (7117) от 25.02.2022 под заголовком «Языком поколения Z».





Комментарии