В Главном штабе открылась выставка Сергея Русакова «Память материала»

В Главном штабе открылась выставка скульптора и художника по росписи фарфора Сергея Русакова под названием «Память материала».

В Главном штабе открылась выставка Сергея Русакова «Память материала» | Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Эта история не о мастере, который почти тридцать лет работает на Императорском фарфоровом заводе, и не о его творческих поисках. Она — о самом заводе, первом российском предприятии по производству «белого золота». Это взгляд художника — сквозь время и, пожалуй, сквозь события. Попытка выхватить из сумрака прошлого не факты, а лица людей, работавших с фарфором. Тех, кого помнят до сих пор, и тех, чьи имена забыты.

Это калейдоскоп кадров — порт­ретов, архивных документов, старых фотографий, фантазий, впечатлений. Из них складываются сначала отдельные композиции, потом образы разных эпох и, наконец, линия времени. Путь — от первых экспериментов, поисков заветного рецепта и технологий фарфорового производства к современному взгляду на этот хрупкий материал. Точка отсчета — фигура (точнее даже — силуэт, абрис) Дмитрия Виноградова, создателя русского фарфора, портрета которого не существует. Может быть, он никогда и не был написан. Однако Сергей Русаков попробовал исправить ситуацию.

Выставку открывает композиция «Поиск портрета Дмитрия Виноградова». Художник представляет вариации на тему лица мастера. Каким оно могло быть? Сейчас этого уже не угадать. Фарфоровые головы, маски — предположения, версии. И одновременно демонстрация возможностей материала — гибкого, пластичного, способного быть гладким и фактурным, невесомым и вполне увесистым на вид. Умеющего по воле художник, притвориться чем‑то другим. Так один из «портретов» словно бы слеплен из неровных комков глины, другой — сплетен из гибких, как береста, лент… И нет, мы так и не узнаем, как выглядел Виноградов. Зато ощутим биение пульса упрямой мысли этого замечательно талантливого человека.

Далее — целый ряд безымянных персон. Тонкие белые рельефы. Фарфоровые силуэты в старинных париках с буклями, камзолах с широкими отворотами на рукавах. Фарфор — дело государственное. В развитии производства были заинтересованы и задействованы многие российские сановники, важные господа… Некоторым из них на выставке уделено особое внимание. Целый зал населяют «призраки» первых начальников производства. Их портреты выполнены в старинной, почти забытой сегодня технике литофании. Это очень тонкий фарфоровый рельеф. За счет различной толщины его участков одни из них при подсветке кажутся светлыми, другие — темными. И проступает рисунок — полупрозрачные, неявные, нездешние лица, напоминающие персонажей сказок Гофмана. «Мне хотелось сделать что‑то мис­тическое», — объясняет Сергей Русаков.

Совсем иначе представлены им работницы завода, служившие фарфоровому делу в ХХ столетии. Никакой мистики, никаких полунамеков. Они в буквальном смысле сошли со страниц газет. Для этой «галереи» декоративных тарелок Русаков использовал фрагменты многотиражки ЛФЗ, повторив их в фарфоре. Тут и собственно фотографии советских женщин — передовиков производства, и соответствующие лозунги («Фарфору — отличное качество», «День трудом красен», «Трудовая победа») …

А еще на экспозиции есть фарфоровые «копии» архивных документов — автобиографий, анкет, листков по учету кадров. Фрагменты личных дел Александры Щекатихиной-Потоцкой, Николая Суетина и других сотрудников производства, тех, чьи имена сегодня мало кому известны. Есть повторенные в фарфоре заводские пропуска. И снова — лица. ­Портреты конкретных людей, обобщенные образы мастеров: литейщиков, обжигальщиков, сортировщиц, расписчиц…

Каждый следующий зал — ярче предыдущего. Если XVIII столетие представлено белыми силуэтами, бюстами, масками и выполненными белым по черному фону рисунками, то к XXI веку экспозиционное пространство расцветает красками. Четыре композиции в последнем зале посвящены четырем современным художницам: главному художнику завода Нелли Петровой, Инне Олевской, Татьяне Афанасьевой, Вере Бакастовой. В витринах — выполненные с искренним уважением портреты дам, вариации Сергея Русакова на темы их работ и даже их «пробники», своеобразные фарфоровые палитры (на них художники проверяют краски и технологии обжига).

Эта выставка необычна. Она не для любования (отдельные предметы и даже композиции здесь жестко подчинены общей концепции). Впрочем, и не для просвещения тоже. Сергей Русаков не рассказывает своим зрителям истории, не пишет летопись ИФЗ. Он делится впечатлениями. «Если попытаться представить многих и многих, чьи жизни на какое‑то время пересеклись в этом месте, то появляется чувство, словно оказался в музее и встретился со временем, собранным в артефакт, — говорит художник. — Мое пересечение с пространством старых стен просто добавило еще одну биографию в копилку этого места». И еще один, очень личный, взгляд на историю русского фарфора.


#выставка #Главный штаб #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 33 (7116) от 24.02.2022 под заголовком «Точка отсчета — «белое золото»».


Комментарии