Между миром и Памиром. История этой маленькой страны полна трагических страниц

С этим удивительным горным народом — памирцами — я впервые познакомилась в 2003 г. в Кировском районе Петербурга в колледже водных ресурсов, заместителем директора которого был тогда памирец Бахтибек Бердов. Это он в 2000 году организовал диаспору памирских народов, в тот день в училище отмечали Новруз, и зал колледжа был полон. — Посмотрите на этих сероглазых красавиц, — указал Бахтибек на девушек в красно-белых национальных костюмах, в тюбетейках на темно-каштановых головках. — Здесь шугнанцы, рушанцы, ваханцы, ишкашимы, мунджанцы, язгулямцы — почти все народы Памира… Какие пути-дороги привели этих людей в Петербург? Ответ прост: гражданская война в Таджикистане, голод, безработица.

Между миром и Памиром. История этой маленькой страны полна трагических страниц | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Памир в Индии считают крышей мира. Люди, живущие близко к звездам (а памирцы примерно на 2 тыс. метров ближе к Солнцу, чем петербуржцы), обладают особой ментальностью, пассионарностью. Их взоры с детства устремлены на самые высокие вершины мира, еще недавно своими именами звавшие в коммунизм с Лениным. Сегодня высочайшая вершина в Горном Бадахшане — пик Коммунизма (7490 м) — пере­именована в честь основателя таджикского государства Исмоила Сомони, пик Ленина (7245 м) — в честь выдающегося врача Абу Али ибн Сина, или Авиценны.

Очень далек этот горный край от Петербурга. А ведь Бадахшан треть столетия входил в состав России, и памирцы помнят, что их деды-прадеды были гражданами Российской империи, а потом и РСФСР (1895 – 1929 гг.). В 1929‑м Россия отдала Бадахшан Таджикистану, и образовалась Горно-Бадахшанская автономная область. Это обстоятельство наложило отпечаток на характер бадахшанцев, сформировало их независимый характер.

История этой маленькой страны, затерявшейся между снеговых хребтов и ледников, где царствуют ветер и стужа, снег идет зимой и летом, а землетрясения считаются повседневной реальностью, полна трагических страниц. В середине XIX века здесь сплелись интересы Великобритании, Китая, Афганистана и России. Один из памирских правителей Саид-Акбар-Шо писал: «…явились сюда воры-грабители и овладели половиною моих владений… Докладывая Вам о положении дел, высказываю надежду, что страна моя будет принята под покровительство Великого Белого Царя, воры же убегут и перестанут разорять мою родину». И это случилось в 1895 году, когда был заключен договор с Великобританией и проведена граница Российской империи по реке Пяндж.

После распада СССР многие памирцы оказались за пределами ­своей исторической родины, в том числе и в Ленинграде — Петербурге, — рассказывал Бахибек Бердов. — Новые условия жизни побудили нас организовать свою диаспору, чтобы принимать активное участие в жизни города.

Многотысячная миграция из Таджикистана и Бадахшана началась в мае 1992 года, когда в Таджикистане разразилась кровавая гражданская война, длившаяся почти пять лет. Вместе с 90 тысячами славян, немцев, украинцев и евреев, бежавших из Таджикистана в Россию, из респуб­лики уезжали узбеки, таджики и памирцы — всего более миллиона человек. Беженцы направлялись прежде всего в близкий Афганистан, а также в Пакистан, Иран и Китай, небольшая часть попала в Петербург.

Со столицей Российской империи связана интересная страница истории памирских народов. В 1912 г. Николай II был в очень хороших отношениях с духовным лидером исмаилитов султаном Мухаммедом Шахом (Ага-хан III). Ага-хан высоко ценил присоединение Памира к России. Его сын Ага-хан IV, 49‑й имам (духовный лидер) исмаилитов и низаритов, помнил это и пришел на помощь памирцам в трудное время гражданской войны. В то время Ага-хан IV жил в Швейцарии, его состояние оценивалось в $1 – 3 млрд. Он знал, что где‑то в СССР живет верный ему народ, но вот сами памирцы в советские времена его практически забыли.

В советский период с помощью России у нас произошло колоссальное развитие Памира, — продолжал рассказ Бахтибек Бердов. — Но в годы гражданской войны моя родина оказалась в блокаде. А пшеница у нас не растет…

Памир считался оплотом оппозиции в той войне. Хотя в бадахшанских долинах не стреляли и сюда не заходили партизаны, из‑за тотальной зависимости от внешнего снабжения Памир оказался на грани голода. Местные называли это блокадой. Вот в это время Ага-хан напомнил о себе, организовав снабжение Памира через Афганистан и Киргизию. В Бадахшане он строит мосты, дороги, электростанции, школы. Люди его буквально боготворят — едва не в каж­дом памирском доме висит портрет Ага-хана.

С приездом памирцев в Северную столицу у нас появились приверженцы редкого для России религиозного направления — исмаилизма. Считается, что при жизни пророка Мухаммеда появились в исламе два направления: сунниты и ши­иты. Шииты считали, что возглавлять мусульман должен имам — потомок пророка, а не выборный халиф. В 760 г. среди шиитских имамов выделилась новая ветвь — исмаилиты. Они отбросили шариат и предельно упростили обряды, уйдя таким образом от «исламской глобализации». Исмаилиты считают, что обращенные народы должны оставаться такими, какие они есть. Памирцы — единственная в своем роде исмаилитская нация.

И это существенно отличает их от таджиков и узбеков. Памирцы религиозны, но религия не мешает здешним девушкам ходить с открытыми лицами и непокрытой головой, учиться наравне с мужчинами, свободно общаться. Исмаилитские намазы совершаются не пять раз в день, а трижды. Мечети памирцам заменяют джамаатханы — дома собраний. На любом уровне у исмаилитов есть духовный лидер. В каждом памирском селе найдется халиф, с которым люди согласовывают многие вопросы своей жизни. Отличает памирцев от таджиков и язык. В советское время каждый третий памирец имел высшее образование, сегодня этот уровень немного снизился.

Петербургский памирец Бахтибек Бердов родился в самом высокогорном городе в СНГ — в Хороге, на высоте 2200 метров над уровнем моря, где тополя растут только вдоль городских улиц на фоне горных пиков, гремят три горные речки и где тысячу лет назад проходил Шелковый путь. Отслужив в армии, Бердов в 1987 г. с отличием окончил ленинградское ПТУ-89, потом Педагогический университет и Академию госслужбы. Он — чемпион Европы и четырехкратный чемпион Петербурга по карате. Посвятил себя педагогике, в конкурсе «Учитель года-2003» занял второе место. Не счесть, скольким своим молодым землякам он помог получить образование, которое очень ценится среди памирцев.

Бердов создал региональную общественную организацию — диаспору представителей памирских народов в Петербурге. В самом начале общественной деятельности (когда еще не остыли страсти после гражданской войны) лидер петербургских памирцев находился в оппозиции официальному Душанбе, но позже пересмотрел свои взгляды и стал приглашать в диаспору таджиков, а также сотрудничать с таджикскими властями и посольством Таджикистана в России. «Когда люди, стоявшие по разные стороны баррикад, примирились, гражданская война завершилась окончательно», — говорил он.

Бахтибек Бердов умер в 2019 году. Но созданная им диаспора остается одной из авторитетных общественных организаций Северной столицы, где таджики и памирцы живут мирно, развивая свою культуру и поддерживая традиции.



#народности #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (7240) от 25.08.2022 под заголовком «Между миром и Памиром».


Комментарии