Когда футбол «спутал карты». Новая история «метрополизации» Петербурга

Спортивные форумы и пик туристического сезона позади, и городские власти наконец-то перешли к делам насущным. А что может быть более нужным для горожан, нежели метро?! Вероятно, поэтому сотрудники профильных комитетов еще в августе засучили рукава и представили на суд общественности новые предложения по развитию метрополитена в районах, которые десятки лет этого требовали. Так как с пуском в эксплуатацию «Беговой» и «Новокрестовской» север Петербурга более-менее покрыт сетью метровокзалов, чиновники бросили лучшие силы на проектирование кольцевой линии и веток метро на юго-западе.

Когда футбол «спутал карты». Новая история «метрополизации» Петербурга | Иллюстрация ronstik/shutterstock

Иллюстрация ronstik/shutterstock

Крайний «юг» и крайний «север»

Чтобы оценить масштаб замыслов метростроителей в этой части города, необходимо вспомнить, на чем там, собственно, все остановилось перед тем, как силы были переброшены на объекты ЧМ-2018.

Если под термином «юго-запад Петербурга» понимать три района северной столицы (Кировский, Красносельский и Петродворцовый), а также прилегающие территории Ленобласти, то в этой части мегаполиса проживают около миллиона человек. То есть сам по себе юго-запад может претендовать на «миллионник» со своим метро. Но это, конечно, гипотетически. На деле столь крупный кусок северной столицы соединяется с основной ее частью единственной веткой метро — Кировско-Выборгской. Более того: основной пассажиропоток приходится на две конечные станции «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов».

Наша газета была первой, написавшей в 2011 году о начале проектирования новой линии метро, призванной помочь жителям крайнего «юга» и крайнего «севера» — Красносельско-Калининской линии (ККЛ). Если бы тогдашние планы сбылись, станция «Казаковская», ныне переименованная в «Юго-Западную», уже приняла бы пассажиров. А рядом с новой станцией должно было появиться электродепо «Красносельское».

Напомним, что первая очередь должна была соединить эту станцию с «Путиловской», где пассажиры могли бы пересесть на «Кировский завод». Конечной на первой очереди ККЛ должна была стать станция «Обводный канал-2» (в новой редакции — «Каретная»).

Жители юго-запада уж было вздохнули с облегчением, но не тут-то было. Чемпионат мира по футболу в Петербурге — мероприятие глобального масштаба спутало все карты. Силы были брошены на возведение вышеупомянутых станций на севере города. Объекты на проспекте Маршала Казакова оставили на потом.

Первым делом — самолеты

В то время как участок будущей линии находился в «спячке», была предложена альтернатива «Юго-Западной». Сперва чиновники заинтересовались возможностью продлить первую линию от станции «Проспект Ветеранов» в сторону аэропорта «Пулково» и построить промежуточную станцию «Ульянка» с переходом на одноименную платформу балтийского хода ОЖД. Этот проект казался тогда оптимальным, но неожиданно и на этой идее был поставлен крест. Точнее — городские власти поддержали концессионный проект строительства аэроэкспресса с Витебского вокзала.

И вот, наконец, мы увидели контуры уже третьего проекта «метрополизации» Кировского и Красносельского районов Петербурга. Идея интересная, но небесспорная, и вот почему. Проектировщики предложили продлить первую линию петербургской подземки от станции «Проспект Ветеранов» до места пересечения двух проспектов — Ветеранов и Маршала Жукова. Конечную станцию красной линии также предложено назвать «Проспект Маршала Жукова».

Между ними придется возвести промежуточную станцию. Ею должна стать «Александрино», которую «приземлят» в одноименном парке. Кстати, и метровокзал на пересечении двух проспектов также разместится в парке — на сей раз Полежаевском. Иной площадки, пригодной для входа-выхода из метро, там нет.

Возможное размещение объектов метрополитена в парковой зоне может стать главным аргументом защитников зеленых насаждений Петербурга. Ведь во что превратились все современные вестибюли станций метро? Правильно: в многоэтажные торговые центры с паркингами и далеко не всегда санкционированной мелкой торговлей. Иными словами, станция «Александрино» может повторить судьбу «Проспекта Ветеранов», где с трудом удается спасти хоть какие-то деревья. А ведь в случае с «Александрино» речь идет о большом парке, «легких» Кировского района.

В той же ситуации может оказаться и Полежаевский парк, современный облик которого и сейчас далек от идеала. Добавим сюда пассажиров метро. Так как «Проспект Маршала Жукова» станет конечной станцией подземки, то ее можно сравнить с «Проспектом Ветеранов». Ежемесячно через нее проходят до 2,6 млн пассажиров.

Подарок Ропшинских высот

Юго-запад Петербурга для строителей (включая и метростроевцев) — большой сюрприз. Любой крупномасштабный проект на этой территории испытает на себе силу водной стихии — с Ропшинских высот в низинную часть круглогодично идет водосток, питающий в числе прочего знаменитые фонтаны Петергофа.

Проспект Ветеранов, если двигаться от одноименной станции метро на запад, пересекает несколько рек — Дачную (частично забрана в коллектор близ станции метро, бывший приток Красненькой речки), Новую (близ усадьбы «Александрино»), Дудергофку (впадает в одноименный канал), Ивановку (частично в коллекторе, впадает в тот же канал) и Сосновку (переходит в систему прудов вдоль улицы Пионерстроя, далее впадает в Матисов канал).

Избыток воды в этой местности, если так можно выразиться, стал причиной, по которой Кировско-Выборгскую линию не стали прокладывать в сторону Сосновой Поляны. Тогда строили метро быстро, а значит, предпочитали линии неглубокого залегания. Расчеты показали, что и этот вариант не был оптимальным.

У автора этих строк нет никаких сомнений, что современные проектировщики и строители сделают то, что не успели их предшественники, — продлят метро до Сосновой Поляны. Хотя им придется прокладывать тоннели глубоко, под вышеупомянутыми речками. Это значит, что обойдется стройка дорого и затянется на много лет. Проектанты этот нюанс учли и обозначили срок продления первой линии метро 2026 годом.

#метро #город #транспорт #проект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (6274) от 21.09.2018 под заголовком «Метро с выходом в сад».


Комментарии