Мемориал погибшим над Синаем открыли в Петербурге
На Серафимовском кладбище открылся мемориал «Сложенные крылья», посвященный жертвам теракта – пассажирам взорванного шесть лет назад над Синаем самолета, выполнявшего рейс № 9268 из Египта в «Пулково». На торжественно-траурную церемонию пригласили только родственников и близких погибших – таковы правила эпидемиологической безопасности в период локдауна. Минута молчания, панихида. После кладбища люди поехали на Румболову гору в «Сад памяти», где при поддержке правительства Ленинградской области каждый год проводятся траурные мероприятия, посвященные пассажирам рейса 9268.
ФОТО Pixabay
– Это уже стало традицией – на протяжении пяти лет в 7.14 (время, когда на высоте девять тысяч метров был взорван самолет) после минуты молчания мы совершаем панихиду вместе с родственниками жертв, поименно называя всех 224 погибших в этом рейсе, – рассказывает настоятель будущего храма имени Святого Великомученика Димитрия Солунского отец Сергий (Кубышкин). – Также в стенах Троицкого собора мы в каждую последнюю субботу месяца вместе с родственниками погибших молимся об упокоении их душ. Всех. Независимо от вероисповедания.
Архитекторы Геннадий и Степан Пейчевы, отец и сын, – авторы первого надгробия, которое было ранее установлено над захоронением 715 фрагментов неопознанных останков, и фигуры из сложенных крыльев. Позже было решено расширить мемориал, добавив стелы с именами и фотографиями погибших.
На борту того самолета находились 224 человека: 7 членов экипажа и 217 пассажиров (из них 25 детей) из десяти регионов РФ, а также с Украины и из Белоруссии.
– Пока мы живы, жива и память о наших близких, – говорит председатель совета благотворительного фонда «Рейс 9268» Ирина Захарова.
По ее словам, за эти годы городской властью и фондом было сделано много не только для увековечения памяти о погибших, но и для помощи их родным.
– Изначально была оказана всяческая помощь из федерального и регионального бюджетов, люди получили определенные выплаты, – сообщил председатель постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению ЗакСа Петербурга нового созыва Александр Ржаненков. – И в последующем органы соцзащиты активно работали с семьями, оказывая им содействие в решении многих проблем – начиная от захоронения и заканчивая оказанием помощи в начислении пенсий, оформлении документов по имущественным и финансовым делам. Да и сегодня возникает немало вопросов, требующих содействия различных структур, – например, помощь в госпитализации, оздоровительном отдыхе. Многое делает для семей, потерявших в этой катастрофе своих близких, и фонд «Рейс 9268»...
Но не все можно сделать в рамках существующего законодательства, признают общественники и представители городской власти.
– Закона, защищающего пострадавших от терактов, пока нет, – говорит Ирина Захарова. – Проект такого закона на региональном уровне уже дважды выносился на рассмотрение ЗакСа, инициировали мы и внесение изменений в действующее законодательство на федеральном уровне (с моей точки зрения, важно именно это). Но мы надеемся, что закон о помощи жертвам терактов будет вскоре принят в стране. Для этого мы наладили связи со многими общественными организациями России: петербургской «Надо жить» (трагедия в метро 2017 года), московской «НОРД-ОСТ», организациями Беслана и Волгодонска.
Авиакатастрофу над Синаем Россия признала терактом – было доказано, что в багажном отделении самолета произошел взрыв. Ведущие страны мира также согласились с официальной позицией РФ. Однако Египет даже по прошествии стольких лет не спешит называть это «авиапроисшествие» терактом – в этом случае стране придется признать свою ответственность за трагедию и выплатить компенсации пострадавшим. Суды Египта все эти годы последовательно отклоняют иски от сотни российских семей под разными предлогами – не признавая катастрофу терактом или не принимая доказательств, что на борту действительно находились родственники истцов...
В середине сентября официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила: Москва и Каир достигли принципиального понимания по вопросу выплат семьям погибших в авиакатастрофе российского А321 над Синаем в 2015 году. «В ходе переговоров с египетской стороной поддерживалась постоянная связь с объединениями родственников погибших пассажиров и членов экипажа, в частности благотворительным фондом «Рейс 9268», – говорится в опубликованном на сайте МИД тексте. – В результате российскому посольству в Каире удалось найти понимание с египетскими партнерами. Сейчас прорабатывают конкретные детали по осуществлению добровольных выплат по линии Федерации туристических палат Египта... Надеемся, что соответствующие договоренности будут оперативно согласованы непосредственно между представителями египетских турпредприятий и родственников погибших россиян. Будем и далее этому всячески содействовать», – заключила Захарова.
– Да, у нас идет активная переписка, мы общаемся в онлайн-режиме, и нас в этом деле хорошо поддерживает МИД, – прокомментировала ситуацию глава фонда «Рейс 9268» Ирина Захарова. – Готовится документ – так называемый условный протокол о намерениях. Но подчеркну: речь в данном случае идет не о компенсациях, которые выплачиваются, когда государство признает свою вину. Пока речь идет лишь о материальной помощи от туроператоров Египта. И о конкретных ее параметрах пока говорить рано. Ведь это добрая воля туроператоров, которые сами понесли большие потери в результате отмененных рейсов и отсутствия российских туристов на египетских курортах в течение этих лет.
Пока потерявший над Синаем своих людей город строит в память об этой утрате храм с социальным центром – церковь Святого Великомученика Димитрия Солунского. Это будет один из крупнейших храмов, который возводился в Петербурге за последние 20 лет: общая площадь объекта – более 2,5 тыс. кв. метров, бюджет – десятки миллионов рублей...
– Всего через два с половиной года после получения разрешения на это строительство мы подходим к завершению монолитных работ на площадке, готовность объектов – 80%, – рассказал настоятель будущего храма отец Сергий. – Уже отлиты колокола, в процессе изготовления купола – в текущем году надеемся их установить и покрыть кровлю. В 2022-м приступим к монтажу внутренних сетей и к художественной отделке центра и храма.
Впрочем, это строительство – дело общее, на храм Димитрия Солунского жертвуют как родственники погибших, так и многие неравнодушные горожане. Каждая, даже самая небольшая лепта важна, считает отец Сергий.
Такого, чтобы в одном здании объединялись религиозная и социальная миссии, нет больше нигде – это учреждение не имеет аналогов в РФ и мире, сказал настоятель.
– Центр называется «Дом под куполом». Здесь на площади 640 квадратных метров мы планируем вместе с благотворительным фондом «Рейс 9268», с комитетом по социальной политике Смольного и другими заинтересованными в этом благом деле структурами реализовывать разные программы помощи людям, попавшим в тяжелые жизненные обстоятельства, – говорит священник. – Сейчас, в пандемию, многие тоже теряют близких, оказываясь один на один со своим горем. Мы должны им помочь. А те, кто пережил подобную потерю, как никто другой могут найти нужные слова поддержки. Люди объединяются в горе – и это очень важно.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (7043) от 02.11.2021 под заголовком «Когда люди объединяются в горе».
Комментарии