Маскарону утрут слезы… Начинается реставрация известного петербургского памятника

В доме архитектора Александра Брюллова (Кадетская линия, 21 / Тучков переулок, 16) в начале ХХ века находился первый Музей старого Петербурга, но в последнее время он пустовал и разрушался.

Маскарону утрут слезы… Начинается реставрация известного петербургского памятника | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Четыре года назад в доме Брюллова состоялся волонтерский субботник просветительской программы «Открытый город», о чем наша газета рассказала под заголовком «Гибель Помпейского». В плачевном состоянии находился главный парадный Помпейский зал, столовая, обшитая красным деревом, другие парадные помещения, которые прежде занимала детская библиотека. Была утрачена ценная отделка каминов и печей, в дворовых корпусах — разруха. В советские времена эти корпуса неоднократно перестраивались под коммунальные квартиры, к осени 2019 года как раз завершилось их расселение. Субботник тогда провели прежде всего в надежде привлечь внимание городского сообщества к проблеме спасения дома Брюллова.

За последнее десятилетие было немало идей того, как вдохнуть новую жизнь в этот объект культурного наследия. Как совершенно утопических, так и вполне реализуемых, но по разным причинам все они остались благими намерениями.

Реставрация2_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА


По словам Антона Иванова, председателя Петербургского отделения ВООПИиК, эта общественная организация предпринимала все возможное, чтобы дом Брюллова был спасен. «У меня хранятся тома переписки по этому памятнику. Для ВООПИиК сохранение памяти места Музея старого Петербурга — приоритетная задача. С него начинается история градозащитного движения», — подчеркнул Иванов и пояснил, что ситуация стала меняться в прошлом году, когда ­КГИОП включил дом Брюллова в городскую программу «Рубль за метр» и в Петербурге нашелся инвестор, который взял на себя инициативу по спасению этого здания.

Кратко напомню суть программы «Рубль за метр»: инвестор получает аварийное здание-памятник в аренду, цена определяется на торгах. Если за первые семь лет (два года на проектирование и еще пять — на сами работы) он отреставрирует объект, то ставка снижается до одного рубля за 1 кв. метр в год. И так все последующие 42 года аренды. Причем в случае досрочного выполнения всех реставрационных обязательств арендатор получает льготную ставку с момента приемки объекта. Однако эффективность программы в деле сохранения зданий-памятников, как сообщил председатель КГИОП Сергей Макаров, вызывает споры. Начальная арендная плата не очень гуманная, после реставрации здание остается в государственной собственности.

«Но ведь это не единственный механизм сохранения наследия. В данном случае нашлись инициативные люди, которые пригласили проектировщиков, досрочно сдавших проект, а это увеличивает время на сами работы», — добавил Макаров.

А Мария Шапченко, главный архитектор проекта реставрации и приспособления дома Брюллова, показала нам некоторые помещения и интерьеры. Сравниваем с увиденным в 2019‑м. Первое, что бросается в глаза, парадные интерьеры освобождены от мусора. Исторические двери, фрагменты лепнины, кусочки штукатурки собраны и пронумерованы. Они или вернутся на свои места, или будут использованы при воссоздании декора. В одной из комнат нашли фотографию девочки в белом школьном переднике. Судя по фасону, 1960‑е годы.

Сняты некоторые поздние перегородки. Теперь мы увидели полностью круглый лепной плафон в кабинете Брюллова — Сюзора, где размещался Музей старого Петербурга. Прежде он был разделен на две неравные части перегородкой. Любопытно, что в помещении третьего этажа над кабинетом обнаружили фрагмент классицистического фасада 1785 года. Он чудом сохранился при расширении здания, которое производил Брюллов. Проект реставрации предполагает музеефикацию этого фрагмента. Как и воссоздание скульптуры Аполлона Мусагета во дворе.

Архитектор рассказала о сути проектного предложения. Общая площадь здания — 2 тысячи кв. метров, и она не будет увеличиваться. Первые этажи всех корпусов отводятся под кафе и небольшие рестораны, чтобы сделать дом максимально открытым для горожан. На втором, третьем и четвертом этажах будут помещения, связанные с образовательной и культурной функцией, — музыкальные гостиные, лекционные залы, классы для занятий, коворкинги. В кабинете Брюллова — Сюзора ВООПИиК создаст памятную выставку, посвященную Музею старого Петербурга.

«Мы отказались от глобальной реконструкции, воссоздания прежде существовавших корпусов, перекрытия двух дворов атриумами, — объясняет Шапченко. — Здесь нужны тщательная реставрация двух лицевых фасадов, парадных залов, где есть предметы охраны. И добротный капитальный ремонт дворовых флигелей, которые исторически были доходными домами».

Шапченко показала планы помещений. У дома Брюллова существует любопытная особенность: парадная лестница располагалась не у лицевого фасада по Кадетской линии, а у дворового бокового и вела только на второй этаж в «мужскую половину», где находился кабинет хозяина. Напротив парадной лестницы находится узкая лестница на третий этаж, где находилась «женская половина» с детскими и спальнями.

Как рассказал Александр Басалыгин, арендатор и инвестор, сейчас он платит за аренду около миллиона рублей в месяц и намерен завершить реставрационные работы до конца 2024 года, вложив 300 млн рублей собственных и привлеченных средств. О сроках окупаемости речь пока не идет. После завершения работы парадные залы будут предоставляться ВООПИиК для просветительской деятельности.

Реставрация3_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА


Источники оценивают названные сроки работ как оптимистичные. Но поясняют, что площадь здания сравнительно невелика, и если несколько бригад будут работать одновременно, согласованно и ритмично на всех уровнях — от фундамента до кровли, — то можно будет уложиться в заявленные сроки.

Покидая дом Брюллова, мы увидели на фасаде по Кадеткой линии маскарон, которому чья‑то вандальная рука пририсовала слезы из глаз. Настало время их утереть…

НАША СПРАВКА 

Первое известное на сегодня здание на месте дома Брюллова было построено в 1785 – 1786 годах по проекту неустановленного архитектора для купца Василия Глухова. Позднее дом сменил нескольких собственников, в 1845 году его приобрел Александр Брюллов. Он реконструировал дом для своей большой семьи (у него было девять детей), а также расширил здание для сдачи помещений в аренду. После смерти Брюллова его домом владел зять — известный архитектор Павел Сюзор. Именно он предоставил часть своего особняка Музею старого Петербурга, который просуществовал там до революции 1917 года.


#реставрация #памятник #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (7528) от 23.10.2023 под заголовком «Маскарону утрут слезы…».


Комментарии