2Vtzqv4Hz9U

Люди государевы. Как в Петербурге поселились татары

«Национальный букет» нашего города немыслим без татар – народа трудолюбивого и ответственного, дисциплинированного и настойчивого, предприимчивого и чадолюбивого, смелого и дружелюбного...

Люди государевы. Как в Петербурге поселились татары | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

В церемонии закладки Петропавловской крепости в мае 1703 года принимали участие приближенные Петра I. За пышной церемонией наблюдала и чернь, отличавшаяся не только одеждой, выдававшей ее национальную принадлежность, но и цветом кожи, разрезом глаз. Тут были русские, татары, финны-ингерманландцы, калмыки, чуваши, немцы, пленные шведы...

Дальновидный Петр заранее дал распоряжение губернаторам прислать работных людей. Первые строители из трех дальних губерний –  20 тыс. человек –  прибыли к началу строительного сезона 1703 года. В 1704-м и в последующие годы их число достигало 40 тысяч. В течение 1710 –  1715 гг. из Казанской губернии приезжали от 6 до 9 тысяч работных людей ежегодно. Из Московской губернии –  около 14 тыс. человек. Из Петербургской –  вдвое меньше. Из Сибирской –  около 3 тыс. человек. В 1711 году «наряд людей» из Сибири и вовсе заменили денежным сбором: брали по 10 рублей за каждую пару рук.

По утверждению татарского исследователя Р. Теляшова, первыми прибыли на строительство города именно татары. Тогда жизнь города сосредотачивалась на Петроградской стороне на Березовом острове (Городском, или Петербургском). Татары разбили свои шатры не только очень близко к будущей крепости, где предстояло работать, но и в самом удобном и сухом месте. А русские, прибывшие из Московской губернии, расположились дальше, на более низких и увлажненных участках.

К октябрю 1703 г. возведение земляно-деревяных стен шестибастионной крепости было завершено, зажжен маяк, на валах были установлены 150 орудий. Татар перевели на строительство Кронштадта, который был заложен в 1704 году.

Почему же именно татар в большом количестве привозили на строительство новой столицы? После покорения Казанского, Астраханского и Сибирского ханств татары стали государственными крестьянами. Они никогда не были крепостными. Жили на казенных землях, были лично свободными, подчинялись государству и царю. Когда государь задумывал масштабные, судьбоносные дела, он направлял туда своих подданных.

Труд первых строителей города был тяжелый. По расписанию, составленному светлейшим князем А. Д. Меншиковым, они должны были работать с 4 часов после полуночи (по выстрелу из пушки), в 8.00 –  перерыв полчаса, снова работа до 11.00, а как ударит барабан –  идти отдыхать два часа. В 13.00 идти на работу, взяв с собою хлеб, и работать до четырех пополудни, затем снова полчаса отдыха, а потом опять работать до выстрела пушки. Рабочий день мог продолжаться 16, 18 и даже 20 часов.

Современник тех событий И.-Х. Вебер писал: «Особенно надо удивляться тому, что, хотя земли в этих низких местах очень мало и ее надо было приносить издалека в подолах одежды, в тряпках или в мешках из старой рогожи, на плечах или на руках, все же за 4 месяца крепость была воздвигнута...».

От тяжелой работы, недоедания, сырого климата люди умирали в большом количестве. Почти каждый год с начала строительства новой столицы были наводнения.

Те, кто выжил, отработав положенный срок, возвращались на родину. Но многие оставались. Анонимный автор в 1705 г. писал: «Татары и калмыки, вызванные из дальних стран для крепостной работы, добровольно оставались в Петербурге тысячами, ибо, работая для частных людей по найму, приобретали чрез то столько денег, что могли строить собственные дома, под которые отводилась им безденежно земля, равно и потребный лес». В 1721 году обязательная трудовая повинность была отменена.

Уже больше трех столетий в нашем городе живут татары –  его коренные жители. В 1989 году в Ленинграде были 44 тыс. представителей этого народа, через 20 лет в Петербурге –  31 тысяча (по данным переписи 2010 года). Социологические исследования тех лет показывали: хотя большинство петербургских татар уже не владели родным языком и не были верующими, они сохранили устойчивое национальное самосознание.

Сегодня многое изменилось: татары по большей части знают свой язык и соблюдают религиозный уклад. Национально-культурные общества, газеты и книги на татарском языке, восстановление национальных праздников и традиций –  все это сделало свое дело. Восстановлена Соборная мечеть на Петроградской стороне, которая до этого 

20 лет стояла в лесах. Построена еще одна –  около станции метро «Пионерская». Татарский Сабантуй стал официальным городским праздником, который ежегодно собирает в Кузьмолове десятки тысяч людей разных национальностей. Появились ансамбли, стала развиваться благотворительность, которая всегда была характерна для татар.

КСТАТИ 

Первой, весьма необычной переписью населения Петербурга можно считать приказ, изданный в 1711 году: каждому жителю собрать по 100 камней для мощения улиц. Собрано было 826 400 камней –  стало быть, в городе через семь лет после начала строительства проживали более 8,2 тыс. человек. В царствование Анны Иоанновны в 1737 году состоялась первая трехдневная перепись населения столицы. Полицмейстерская канцелярия насчитала тогда 5798 дворов, а число жителей, включая женщин и детей, крестьян-отходников, солдат и нищих, составило более 70 тыс. человек. К концу царствования императрицы Елизаветы Петровны, в 1762 году, население города достигло 150 тысяч человек.


#этнос #народы #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (6967) от 16.07.2021 под заголовком «Татары – люди государевы».


Комментарии