Лучше работать уважаемым инженером, чем постыдным велодоставщиком

Итоги минувшего года на рынке труда Петербурга и страны в целом примерно одинаковы: предложение рабочей силы в большинстве отраслей экономики не успевает за темпами роста спроса, а работодатели в условиях кадрового голода пытаются найти новые резервы за счет снятия барьеров в найме. И пока конкуренцию за персонал выигрывают отдельные сегменты сферы услуг, в которых зарплата растет быстрее инфляции, требования же к соискателям остаются минимальными.

Лучше работать уважаемым инженером, чем постыдным велодоставщиком | Профессии слесаря, сварщика или оператора станков с ЧПУ в последнее время стали не только дефицитными, но и доходными./ФОТО АВТОРА

Профессии слесаря, сварщика или оператора станков с ЧПУ в последнее время стали не только дефицитными, но и доходными./ФОТО АВТОРА

Требуются повсеместно

По объективным оценкам наиболее популярных в стране «работных» интернет-порталов, за пос­ледние два года число вакансий в России увеличилось в 1,7 раза. И хотя за 2024‑й их стало больше только на 10 %, темпы прироста количества резюме не успевают покрывать потребности рынка — персонала по‑прежнему не хватает. Причем во многих отраслях этот дефицит уже стал хроническим — четверо из пяти опрошенных работодателей уверенно заявляют, что словосочетание «кадровый голод» для них более чем актуально.

Наиболее существенно нехватка персонала, по экспертным данным, ощущается в производственных и логистических компаниях, а также в сфере услуг (в частнос­ти, в системе гостеприимства) и в розничной торговле. Самыми востребованными в прошлом году были квалифицированные рабочие, водители грузовых автомобилей и машинисты спецтехники, а также линейные сотрудники в ретейле и складской персонал. И, конечно, уже ставшие притчей во языцех, ненавидимые и презираемые в обществе разномастные велодоставщики и велокурьеры.

В целом по Петербургу, по данным hh.ru, картина рынка труда к концу 2024‑го сложилась такая: на 546 тысяч резюме кандидатов приходилось почти 106 тысяч вакансий, из которых около 78 % — на пять основных сфер деятельности. В их числе продажи и обслуживание клиентов, рабочий персонал, производство и сервисное обслуживание, а также строительство, недвижимость и транспорт с логистикой. Большая же часть резюме (17 %) относилась к IT, а еще 25 % принадлежали соискателям в сфере домашнего и административного персонала, тогда как желающих трудиться на производстве, в строительстве или на транспорте оказалось заметно меньше, чем вакансий. И только ленивый не замечает, что на рынке труда имеется перекос в пользу простой, непрестижной, порицаемой в обществе, но доходной работы. По некоторым данным, велодоставщики (те самые, которым мешают пешеходы на тротуарах) получают до  300 тысяч рублей в месяц.

Условия для роста

По этому же поводу высказался директор Департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов. По его оценке, резко выросшая за последние годы пот­ребность в работниках системы сбора и доставки товаров (курьеров, упаковщиков, сборщиков заказов и др.) «оттягивает трудовые ресурсы, ухудшая экономическое положение рентабельных сегментов российской экономики». Он уверен, что во многих отраслях реального сектора (производства, строительства и пр.) сейчас созданы почти идеальные условия для роста, но им «не хватает трудовых ресурсов». А недостает их потому, что велодоставщик (даже нелегальный мигрант) получает больше, чем квалифицированный рабочий или университетский профессор. Притом что эта работа не требует большого ума и высокого уровня подготовки. Соглашается с Кузнецовым и глава профильного сервиса по подбору персонала Алексей Захаров: по его мнению, сейчас сложилась ситуация, при которой работодатели из сферы услуг за неквалифицированную занятость могут платить больше, чем в реальном секторе предлагают за квалифицированную.

Причем спрос на тех же курьеров сохраняется крайне высоким. Например, только в Петербурге на hh.ru в течение последнего месяца прошлого года для них было опубликовано свыше 5 тысяч предложений. А за один день 25 де­кабря — свыше 400. При этом зарплата даже для тех, кто пешком доставляет легкие посылки, стартует от 50 тысяч рублей, а для велокурьеров редко бывает меньше 100 тысяч. С учетом того, что эта сфера деятельности способна предложить практически любые график труда и систему выплаты вознаграждений, она действительно оттягивает из реального сектора массу потенциальных работников. А зачем учиться и годами осваивать какую‑то сложную профессию, когда «срубить» денег можно по‑быстрому? Пусть даже позорным занятием.

«Если не использовать какие‑­либо целенаправленные шаги в рамках рыночной экономики, все усилия по привлечению персонала в другие отрасли могут быть напрасными, — полагает независимый рекрутер Светлана Клейменова. — Ведь уровень оплаты труда наравне с входными требованиями в профессию остаются основными аргументами для привлечения людей».

Привлекать перспективами

Что можно делать, побуждая кандидатов идти не в доставщики и сборщики заказов, а на производственные предприятия и на стройки? В Петербурге эту проблему стараются решить с помощью клас­терного подхода, при котором действующие в определенных сферах экономики компании получают кадровый приоритет. Как пояснила и. о. директора Центра занятости населения Петербурга Татьяна Иванова, в качестве приоритетных в 2024‑м выделены семь сфер городской экономики — благоустройство, гостеприимство, фармацевтика, энергетика, транспорт, машиностроение и металлообработка. «Благодаря этому удалось персонализировать подход к решению кадровых задач предприятий, предложив им более эффективные инструменты и меры поддержки», — добавила она. Результат есть: в пилотном проекте приняли участие более 70 работодателей и количество нанятого ими в 2024 году персонала возросло на 77 %. При этом в ход идут все возможные инструменты, включая опережающее обучение, дни карьеры для студентов, ярмарки вакансий и т. д.

Так, начальник отдела по подбору персонала одного из заводов Наталия Артеменко сообщила: по итогам 2024‑го опережающее обучение завершили 48 сотрудников предприятия, что позволило ему сэкономить 800 тысяч рублей. «С помощью ярмарок нам удалось привлечь на завод, закрыв важные вакансии, около 20 специалистов, — отметила она. — А на профессиональные туры и экскурсии к нам приходят ребята, которые получают соответствующее образование и хотят связать жизнь с машиностроением и металлообработкой».

Важным считают рекрутеры и ориентированное на кластерный подход расширение спект­ра найма. Например, директор по персоналу одной из компаний в сфере гостеприимства Аделина Максимова сообщила, что в прошлом году удалось трудоустроить трех человек предпенсионного возраста, а в ходе участия в ярмарках вакансий нанять на работу десять сотрудников с инвалидностью.

Впрочем, эксперты убеждены: «уговорить» петербуржцев не идти в сферу доставки могут только объективные перспективы долгосрочной занятости, которые как раз и гарантирует реальный сектор экономики. Ведь что ни говори, курьером можно быть временно, тогда как токарем или сварщиком — всю жизнь.

photo_5201694665701712863_y.jpg
ИСТОЧНИК Superjob.ru/ФОТО freepik.com/ ИНФОГРАФИКА Ирины ГАБОВОЙ

Читайте также:

Вступил в силу петербургский закон, обязывающий предприятия создавать рабочие места для инвалидов

Как входить в профессию: об этом знают те, кто попадает в мир IT со стороны


#трудоустройство #вакансии #кадры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 3 (7825) от 14.01.2025 под заголовком «Кому курьеры перешли дорогу».


Комментарии