«Лотос» еще не расцвел. О настоящем и будущем транспорта в Петербурге

На прошедшем недавно VIII Петербургском международном газовом форуме (ПМГФ) эксперты говорили о том, что мешает росту газомоторных машин. И вспоминали дилемму про курицу и яйцо: газовики надеются, что потребители такого топлива начнут смелее на него переходить, а транспортники ждут, когда вырастет заправочная сеть. В северной столице дело тоже движется медленно, и все масштабные программы в этой сфере вызывают скепсис. А проект одного из крупных питерских перевозчиков, «Третьего парка», получивший одобрение Смольного, как раз отличается размахом. Только удастся ли его реализовать?

«Лотос» еще не расцвел. О настоящем и будущем транспорта в Петербурге | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Красавец-автобус Lotos 206 хоть и стоял на «обочине» огромной выставки, проходившей в рамках ПМГФ-2018, но привлекал знатоков своим видом. Столь «нежное» название машины, использующей газомоторное топливо, правда, не слишком вязалось с ее габаритами: подобные ассоциации мог вызвать разве что белый цвет новинки автопрома.

Удивляло посетителей выставки и другое: оказывается, петербуржцам такая техника знакома, «Лотосы» на колесах уже осваивают дороги мегаполиса. Третий парк, который их приобрел, обкатывает эти автобусы в Кронштадтском и Курортном районах. А ходят они там, потому что привязаны к имеющейся в Сестрорецке автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС).

По той же причине «Пассажиравтотранс», где работает большая часть пассажирских автобусов в Петербурге, предпочитает пускать свои машины, работающие на метане, в противоположном направлении. Ведь нужные им заправки действуют сегодня именно там - недалеко от Кировского завода и на Пулковском шоссе. В целом же таких объектов в городе пока только пять.

До конца этого года одна из газпромовских «дочек» («Газпром газомоторное топливо»), правда, намеревается открыть еще пять подобных станций: на улицах Ворошилова, Фучика и Ново-Никитинской, да еще по одной в Колпине и Пушкине. Но, даже если они скоро появятся, транспортники будут довольны недолго. Слишком очевиден разрыв между их растущими запросами, увязанными с желанием Смольного пустить на городские дороги больше такой техники (автобусов, коммунальных и дорожно-ремонтных машин) и ростом «заправок».

Тем не менее при таких обстоятельствах Третий парк замахнулся на крупный проект, который оценивается в 2,7 миллиарда рублей. В северной части Петербурга (район Коломяги) предприятие собирается построить специализированный автопарк, вмещающий 300 новых и переоборудованных «газовых» автобусов, а на востоке мегаполиса (район Ржевки) открыть его филиал, рассчитанный на 100 машин.

Сегодня общее число газомоторной техники, которую использует это предприятие, измеряется не сотнями, а десятками единиц: среди них автобусы курганских и нижегородских производителей, «Кавзы» и «Пазики», к которым не так давно присоединились «Лотосы». В целом же перевозчик имеет около 1200 единиц техники, обслуживая 80 социальных и 92 коммерческих маршрута в Петербурге и Ленобласти.

Это предприятие, созданное на базе Ленинградского производственного объединения таксомоторного транспорта № 3, имеющего более чем полувековую историю, занялось автобусными перевозками сравнительно недавно. Однако первые в нашем городе газобаллонные легковые автомобили (одна из модификаций «ГАЗ-24») появились в его автопарке. И хотя произошло это давно, на закате советской эпохи, традиции обязывают не забывать такое важное направление.

«Но развивать его непросто, - говорит Александр Хазов, заместитель гендиректора Третьего парка. - В городе остро не хватает АГНКС, а действующие работают не очень стабильно. Сестрорецкая станция, скажем, не раз закрывалась на ремонт, и нашим водителям приходилось заправляться в других местах, наматывая десятки лишних километров».

Стоит компримированный (сжатый) газ, который потребляют эти машины, дешевле бензина и дизтоплива. Но до безупречного качества «газовой» технике, цена которой выше обычной, пока далеко, а программа Минпромторга РФ, позволяющая приобретать ее со скидкой, сокращается. Обслуживать такие автобусы (на специально обустроенном отдельном участке) труднее: нужно соблюдать повышенные требования безопасности, устанавливать особую систему вентиляции и т. д.

Впору махнуть рукой, но перевозчики упрямо продолжают идти этим путем. Ведь газовики обещают стремительный рост сети АГНКС: к 2021 году в Петербурге их должно быть уже 25. Не дожидаясь такого рывка, «Пассажиравтотранс» провел в этом году конкурс на закупку крупной партии газомоторных автобусов, и 35 из них, больше половины, уже готов выпустить на линии. Другой городской перевозчик, «Питеравто», тоже объявил о наращивании своего парка низкопольных автобусов с баллонами газа на крыше.

Смольный подталкивает автохозяйства переходить на экологически чистое топливо (координируя их планы с ростом инфраструктурных объектов), чтобы улучшать качество атмосферного воздуха в городе. Обладая таким конкурентным преимуществом, можно сохранить свои позиции на рынке и выходить на новые городские маршруты, резюмирует Александр Хазов.

По его словам, «газомоторный» проект Третьего парка, который одобрен инвестиционным советом при губернаторе Петербурга, будет реализован, если предприятие обретет статус стратегического партнера городского правительства. Это поможет обеспечить более активную поддержку его профильными комитетами, а главное, получить по целевому назначению земельные участки (общая их площадь составит около 7 га) и развернуть там строительство двух автопарков, на что понадобится три года.

Предприятие готовит пакет документов, рассмотрев который, комитет по инвестициям решит, содействовать ли предоставлению ему «статусного» звания. Определенное время займет и подготовка выделяемых под строительство участков городской земли: понадобится внести изменения в проект планировки территории. А вот какими будут эти новые объекты, станет ясно на стадии проектирования, перейти к которой транспортники надеются в 2019 году.

#автобусы #газ #топливо

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (6308) от 25.10.2018 под заголовком ««Лотос» еще не расцвел».


Комментарии