Лопаты ищут людей. Дефицит дворников в Петербурге стал хроническим
Выступая перед депутатами ЗакСа, вице-губернатор города Анатолий Повелий недавно заявил, что проблему с уборкой снега в Северной столице может решить привлечение дополнительных 800 дворников. Однако где их взять на тех условиях, что сейчас предлагают повелителям метлы и лопаты, он не сообщил.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Чтобы узнать, сколько получает дворник, открываю один профильный интернет-сайт за другим — объявлений о наборе дворников полно. Их сейчас ищут все: школы и детсады, предприятия и частные лица. Выбор велик — есть даже вакансии с проживанием. Но…
Звоню по одному из самых выгодных объявлений — обещают платить до 45 тысяч рублей в месяц. «Русский? — сразу же удивляются на том конце провода. — В дворники? Да хоть сегодня приходи…». Правда, тут же выясняется: 45 — это «грязными». И за шестидневку. Отлынивать от тяжелой работы не удастся — платят только в случае, если месяц отработал полностью, а жалоб на уборку нет. Сделал еще пару звонков. Убедился, что все реальные для дворников зарплатные предложения крутятся возле уровня 30 тысяч рублей. А большая часть учебных заведений, от школ до вузов, и вовсе норовит нанять дворника за 17, 20 или 22 тысячи в месяц.
Мои собственные данные подтверждают и экспертные оценки. Они говорят, что в последнее время спрос на дворников и уборщиков в Петербурге многократно вырос: количество вакансий для них превышает несколько сотен. Как считает Мария Бузунова, официальный представитель hh.ru по СЗФО, «спрос на дворников, уборщиков и водителей спецтехники спровоцирован комплексом причин, включая и жалобы населения». По оценке этого ресурса, дворникам в Северной столице предлагают зарплату от 30 до 35 тыс. рублей, а каждый третий соискатель запрашивает оплату труда на уровне 33 тысяч. Около 25 % кандидатов готовы работать за сумму от 40 тысяч, а еще 16 % горожан устроит зарплата до 60 тыс. рублей.
Есть и нюанс. Не секрет: зимой работы у дворников становится гораздо больше, а потребность в их труде резко увеличивается. И нередко бывает так, что работодатели, экономя на зарплате, нанимают таких специалистов «по мере необходимости». На сезон. Поэтому и спрос на них многократно растет. А вот адекватного ему предложения нет, поскольку любой человек стремится к постоянству, а не к случайной занятости.
И, увы, желающих работать на таких условиях находится мало.
До революции, в начале прошлого века, профессия дворника была в городе вполне уважаемой. И не случайно: в деле управления жизнью дома он был первым человеком — знал всех и все, а потому чаще всего пользовался авторитетом как у жильцов, так и у правоохранителей. Сейчас все по‑другому.
В советское время значимость профессии, конечно, резко снизилась, однако все равно дворник нередко был «привязан» к «своим» домам наличием служебного жилья. Многие иногородние шли в эту профессию лишь потому, что была возможность получить квартиру в Ленинграде. Помимо повышения жалованья хотя бы до уровня 40 – 45 тыс. рублей именно перспектива обретения жилья, по мнению курирующего сегодня в Смольном направление ЖКХ вице-губернатора Анатолия Повелия, может стать ключом для решения проблемы дефицита дворников. Тема обсуждается годами…
Может ли помочь в деле привлечения в профессию программа «дворник-шеринг», которую опробовали в Калининском районе Петербурга в конце прошлого года? Если учесть, что в городе насчитывается более 15 тысяч должностей дворников, а дефицит достигает тысячи специалистов, привлечение 50 – 70 добровольцев вряд ли снимет остроту проблемы. Да, желающие получать за тяжелый труд 150 рублей в час нашлись. Но главный тормоз этой программы — добровольность труда. Ведь сегодня человек захотел поработать — и поработал. А завтра, получив деньги за труд, лопату в руки брать уже не захотел…
Казалось бы, в городе есть существенный трудовой резерв для уборки снега и наледи на тротуарах. Ведь в Петербурге и сейчас количество официально зарегистрированных безработных превышает 20 тысяч человек.
Найти среди них несколько сотен физически крепких — задача решаемая. Подходящая форма их временной занятости тоже имеется — общественные работы. Под которыми понимается «трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность». Что может быть сейчас полезнее для общества, чем зачистка тротуаров? Да и экономически, пусть и временно, до момента трудоустройства по специальности, работать дворником тоже выгоднее: его ежедневный средний доход (около 1 тыс. рублей) в 2,5 раза больше, чем максимум пособия по безработице (примерно 400 рублей). Но…
«Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия», — гласит закон. Если человек изъявит желание — могут направить. Не захочет — будет сидеть на мизерном пособии месяцами в ожидании вакансии по специальности. И сидят: в целом по России среднее время поиска работы у клиентов службы занятости превышает полгода, в Петербурге — четыре месяца. А зима у нас длится три…
Увы, но изменить ситуацию в этом направлении могут только коррективы в федеральном законодательстве. А они, как известно, всегда появляются с большим скрипом. Остается согласиться с депутатами ЗакСа, представителями Смольного и профильными специалистами. Пока заработки дворников не станут привлекательными и у соискателей не появится перспектива получения служебного жилья, наши дворы и тротуары, скорее всего, так и будут оставаться площадками для отработки ходьбы в экстремально сложных условиях.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 20 (7103) от 04.02.2022 под заголовком «Лопаты ищут людей».
Комментарии