Систему уборки дворов в Петербурге откорректируют

Чиновники уже давно пришли к выводу, что частные управляющие компании чистят дворы гораздо хуже, нежели государственные (вернее, с частичным участием города). Правда, на встрече руководителей благоустроительной отрасли с журналистами не прозвучало, какие последствия будут у такого вывода, но зато стало понятно: предстоит корректировка системы уборки дворовых территорий.

Систему уборки дворов в Петербурге откорректируют | ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС

ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС

Корректировка, по словам вице-губернатора Анатолия Повелия, станет делом районных администраций и, в частности, ГКУЖА (государственных казенных учреждений «Жилищное агентство»). Они должны будут создать отдельные казенные учреждения, которые и займутся уборкой городских дворовых территорий. Как и когда начнет работать новая система, пока неясно. Есть и главный вопрос: почем? Он как раз сейчас имеет достаточно определенный ответ. Город ежегодно устанавливает предельные нормативы затрат на уборку каждого квадратного метра внут­риквартальных территорий, которые не считаются общим имущест­вом. То есть являются собствен­ностью города.

В соответствии с Жилищным кодексом, содержание таких территорий граждане-собственники не оплачивают. За счет их платежей управляющая компания лишь чистит отмостку дома да подходы к парадным. А проезды, дорожки и газоны — на совести бюджета.

Время от времени правительство меняет размеры нормативов. Сейчас по распоряжению комитета по экономической политике и стратегическому планированию (№ 120‑р) зимняя уборка каждого квадратного метра городской территории во дворах оценивается следующим образом: ручная — 127,26 рубля за весь период; механизированная — 19,57 руб­ля; с неусовершенствованным покрытием (проще говоря, тропинки и набивные дорожки) — 66,07 руб­ля; зимняя уборка газонов обходится в 0,74 рубля за весь период. Признаться, негусто. К примеру, Василеостровский район на все про все получил в 2022 году 68,3 миллиона рублей.

Как расходовать отпущенные деньги, по сути, решают сами районы: либо на каких‑то условиях отдают их управляющим компаниям, которые и без того обязаны содержать дворы (хотя бы частично), либо объявляют торги среди «уборочных» компаний. Нередко эти оргмероприятия задерживаются, и тогда в начале года граждане могут наблюдать некоторое, мягко говоря, накопление сугробов во дворах. И наблюдают их до момента, когда наконец будет определен подрядчик, выбранный на очередной финансовый год.

Так, в Московском районе в самом конце минувшего года был признан несостоявшимся тендер на определение подрядчика-уборщика дворов в 29 кварталах (примерно район проспекта Космонавтов, Авиационной улицы). «Зависли» без малого 2,5 миллиона бюджетных рублей…

Кроме территорий, за которые отвечают исполнительные органы, есть во дворах муниципальные «куски». В основном это внут­ридворовые скверики, детские и спортивные площадки, которые сооружены самими муниципалами на муниципальные деньги. Они и содержать должны. И опять‑таки: МО определяют предельные нормативы, проводят тендеры, час­то опаздывают, и площадки долгое время стоят по колено в снегу…

Как и куда в эту схему будут вписаны новые казенные учреждения, которые, по словам Анатолия Повелия, должны заменить (или укрепить) собой нерадивых частников? Будут ли эти структуры непосредственно работать на земле: то есть набирать штат дворников и закупать технику? Или им район поручит проводить тендеры среди тех же частников?

Если первый вариант, то бюджету придется сильно-сильно раскошелиться. Если второй — то не совсем понятно, чем он кардинально отличается от сегодняшней ситуации. И еще вопрос: как новые методы будут сочетаться с работой управляющих компаний, за которыми в любом случае остаются участки дворов, признанные общим имуществом собственников жилья?

Нет пока информации ни о новых механизмах, ни о новых химикатах, которые позволили бы и ото льда избавиться, и экологические нормативы соблюсти.

Конкретные предложения сейчас слышны лишь из Жилищного комитета. Речь о внесении изменений в Правила благоустройства Петербурга.

Мы и рады бы применить уборочную технику во дворах — даже в колодцах, но из‑за авто сделать этого не можем, — отметил глава комитета Олег Зотов. — Часто убрать снег не может даже дворник — не протиснуться. Думаю, нужно продумать правила организации парковки во дворах.

Об этой сложности Зотову известно досконально. Государственной административно-технической инспекции, которой он руководил до недавнего времени, в минувшем году поручили разбираться с неправедной парковкой во дворах. В частности, на газонах. Тогда‑то в городе появилась настоящая система контроля, установленная на дежурной машине, курсирующей по городу и фиксирующей нарушения. Возможно, опыт, полученный Олегом Зотовым в ГАТИ, пригодится ему на новом месте.

…Что же касается других тем и тезисов, звучавших на встрече журналистов с чиновниками, отвечающими за уборку города, то среди них особо заметной была тема снегоплавилок.

Сейчас в городе работают 11 пунктов таяния снега. Мы обговариваем с «Водоканалом» возможности запуска еще нескольких, — отметил глава комитета по благоустройству Василий Пониделко. — Однако должен отметить, что каждый такой пункт стоит около миллиарда рублей. Это помимо оплаты за каждый переплавляемый кубометр.

Между тем именно снегоплавилки, по словам Пониделко, сейчас являются единственно приемлемым способом утилизации снега. В реки — нельзя! На поля области — тоже. Складирование в огромные кучи — это временная мера.

Никто не собирается ждать весны, когда эти горы сами растают, — заявил глава комитета. — Мы все вывезем в соответствии с графиком. При этом горожане должны понимать, что график сформирован с учетом категории улицы: с одних снег нужно вывезти в течение трех суток, с других — семи, с третьих, возможно, и двенадцати…

#уборка снега #дворы #зимняя уборка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 12 (7095) от 25.01.2022 под заголовком «Сугробы отойдут казне».


Комментарии