Локомотив инновации. В Петербурге будут развивать железные дороги
Городское транспортное пространство может быть кардинально изменено за счет масштабного включения в него железнодорожной составляющей. Предпосылки для этого есть. Концепция пассажирских перевозок с растущим представительством рельсового транспорта уже разрабатывается. Импульс для развития внутригородских железнодорожных путей может дать открывшаяся на днях в Петербурге инновационная площадка Российских железных дорог (РЖД) - первая в России.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Целевое назначение нового регионального структурного подразделения РЖД - стать своего рода локомотивом, точкой стартапа высокотехнологичных компаний и проектов. Символично, что в день открытия инновационной площадки одно из соглашений о сотрудничестве уже было подписано. Так был дан старт к реализации первого из 88 проектов, разрабатываемых в рамках развития петербургского транспортного узла.
Один из самых важных - включение железнодорожного транспорта во внутригородскую систему пассажирских перевозок.
- В Москве метрополитен интегрировали с железнодорожным сообщением, и эта мера сразу дала ощутимый эффект в скорости и комфортности передвижения пассажиров в столь крупном мегаполисе. В Петербурге такая тема тоже обсуждалась не раз, но до последнего времени вопрос продвигался очень медленно, - считает заведующий кафедрой транспортных систем Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета Александр Солодкий.
Задача разработки концепции по развитию железнодорожной инфраструктуры для пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в петербургском узле была поставлена на февральском заседании Координационного совета транспортной системы Петербурга и Ленинградской области. В апреле во время встречи главы города Александра Беглова с руководством ОАО «РЖД» было принято решение ускорить разработку концепции, подготовка ее первого этапа запланирована на сентябрь 2019 года.
Одним из вариантов решения проблем пассажирской транспортной системы города разработчики называют создание дополнительных «хордовых» связей за счет новых железнодорожных веток. Необходимо соединить северные и южные районы города новыми связями, что позволит разгрузить метрополитен. Основная из них - железнодорожное полукольцо, проходящее по окраинным районам города. Предполагается, что новая линия объединит несколько транспортно-пересадочных узлов, при этом с возможностью перехода на все пять действующих сейчас линий метрополитена. Движение поездов по петербургскому железнодорожному полукольцу планируется организовать с интервалом 10 - 15 минут, а в часы пик 5 - 7 минут.
Трассировка линии пока условна, но один из ее вариантов охватывает территорию, на которой проживают около двух миллионов человек. При этом в зонах, примыкающих к трассе, - на Парнасе, в Девяткине, Ручьях - продолжается активное жилищное строительство. Кроме того, ставится задача функционального изменения некоторых территорий, входящих в так называемый серый пояс, - промышленных зон в черте города. Часть из них логично отвести под общественно-деловую застройку, что приведет к увеличению населения на площадях, прилегающих к будущему железнодорожному полукольцу.
- Намерения обновленного состава городского правительства по совершенствованию пассажирских перевозок при обязательном включении железнодорожной составляющей могут быть оценены только положительно. Таким образом развиваются все мировые конгломерации. Рельсовый транспорт обеспечивает тактовое движение - доставку пассажиров по расписанию с точным временем прибытия. Даже 5-минутный сбой считается большим происшествием. Это большой плюс по сравнению с автомобильным сообщением. Из-за пробок, вынужденных стоянок перед железнодорожными переездами точное прибытие в нужное время в нужную точку города на автомобиле далеко не всегда возможно, - поясняет заведующая кафедрой экономики и транспорта Университета путей сообщения Наталья Журавлева.
Среди упомянутых 88 проектов, которые город планирует реализовать вместе с РЖД, 17 - по строительству новых путепроводов. Первые шесть планируют соорудить в ближайшие 5 лет. Предусмотрено и строительство пешеходных подземных переходов, один из них - под Приморским шоссе, а железнодорожная станция Лахта должна быть реконструирована.
- Одноуровневые пересечения автомобильных магистралей и пешеходных путей с железнодорожными магистралями создают большие проблемы. Их просто не должно быть. Недопустимо, чтобы люди или автомобили находились в ожидании перед переездом по нескольку десятков минут, - отмечает доктор наук Александр Солодкий.
По расчетам, на совершенствование транспортной инфраструктуры Петербурга за счет сооружения объектов железнодорожной инфраструктуры в не столь далекой перспективе должно быть инвестировано 88 миллиардов рублей. Кроме внутригородского пассажирского полукольца актуальными остаются проекты по другим транспортным коридорам. Северо-восточный железнодорожный обход Петербурга должен обеспечить пропуск грузов к морским портам Финского залива и пограничным переходам. Юго-западный обход позволит расширить грузопоток к портам на другой стороне залива - «Бронка» и «Усть-Луга».
- Однако приоритетной государственной задачей остается предоставление транспортных услуг населению. И потому озвученные при открытии инновационной площадки РЖД крупные инвестиции должны использоваться так, чтобы формировался единый транспортный ресурс Петербурга. Железнодорожные перевозки могут и должны быть органично включены в пассажирскую транспортную систему города, которая, конечно же, требует дальнейшего развития, - полагает руководитель совета по транспортным проблемам Санкт-Петербургского центра РАН Олег Белый.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (6472) от 03.07.2019 под заголовком «Локомотив инновации».
Комментарии