Липовый иммунитет
Взгляните на карту Петербурга: в зеленые тона окрашено около четверти общей площади мегаполиса. Но, помогая нам жить в сложных экологических условиях, деревья и кустарники сами быстро стареют и хуже противостоят напору заболеваний. О том, какие рекомендации дают озеленителям ученые и существуют ли альтернативные способы обогатить зеленый наряд города, мы беседуем с директором Института ландшафтной архитектуры Лесотехнического университета имени С. М. Кирова кандидатом сельскохозяйственных наук Ириной МЕЛЬНИЧУК.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
— Ирина Альбертовна, рискну предположить, что хуже всего растения чувствуют себя в центральной части города...
— Да, в некоторых местах саженцу трудно вырасти из-за большой загрязненности почвы: концентрация тяжелых металлов, вредные органические соединения, попадающие с осадками... Можно менять одно растение на другое — они все равно будут хилыми, угнетенными. Особенно недалеко от дорог, где из-за машинных выхлопов трудно дышать и людям, и растениям. Или вблизи автозаправок. Да что говорить о придорожных посадках, если даже в Летнем саду исследования показали наличие свинца в верхних гумусовых горизонтах.
Из-за того что зелени в центре вообще меньше, она еще страдает от высокой рекреационной нагрузки. Верхние горизонты почв — как, например, в Александровском саду — уплотнены до предела.
— «Меньше» — это в цифрах сколько?
— Шесть квадратных метров на человека. Как в Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском, Центральном районах. Подальше от центра показатели вдвое выше. А в Кронштадте и районах, бывших пригородами (Курортный, Пушкинский, Ломоносовский, Петродворцовый), они втрое превышают минимальный уровень.
В среднем получается не хуже, чем в других крупных европейских центрах. Но, на мой взгляд, сравнивать северную столицу с другими городами не очень корректно: мегаполисов на нашей широте и выше с населением более 5 миллионов человек больше нет.
— Расположение определяет и климатические условия.
— Да, это южная подзона тайги. Но наши предшественники, которые занимались наукой десятилетия назад и разбивали в Петербурге прекрасные сады и парки, доказали, что здесь приживаются широколиственные породы, характерные для других широт: дуб, клен, ясень, вяз и др.
Мы пытаемся следовать их рекомендациям, принимая во внимание, например, что в каждой из частей города свой микроклимат. В центре температурный режим более комфортный для растений (хотя степень загрязнения почвы, воздуха, поверхностных вод там выше, о чем мы говорили). По количеству осадков и мягкости климата эта территория соответствует той, которая находится километрах в двухстах южнее. Чем ближе к периферийным зонам, тем больше простора, но и микроклиматические условия хуже.
Специалисты Лесотехнического университета давно разработали перечни пород, более всего подходящие и в целом для каждой городской территории, и для разных мест внутри района. Чем меньше там экологическая нагрузка, тем больше растений можно использовать, тем лучше их самочувствие.
По периметру парка «Сосновка», например, чуткая к плохому городскому воздуху (оксид углерода, диоксид азота, пыли, тяжелые металлы) сосна обыкновенная почти исчезла, а внутри массива осталась. Устойчивые к техногенным нагрузкам лиственные породы у нас распространены больше, а хвойные, накапливающие полюанты (вредные химические вещества) в хвое, приживаются хуже.
Озеленители стараются учитывать рекомендации ученых, хотя не всегда. Беда еще в том, что посадочный материал сегодня приходится везти из-за рубежа, где теплее и растения меньше адаптированы к нашим условиям. А такие «иностранцы» в петербургскую почву порой врастают тяжело. По этой причине у нас плохо приживались, к примеру, привозные липы, которые пытались высадить вдоль Московского проспекта, — обследования это показали.
— Когда-то в Ленинграде были большие питомники...
— Они занимали около 1,5 тыс. гектаров, в этой сфере работали 10 — 15 предприятий. Саженцами город обеспечивал себя полностью — для строительства новых садов и парков тоже. Но когда в девяностые годы эту систему разрушили, перестали появляться и зеленые объекты. Помните, как все радовались, когда после долгого перерыва открылся Парк 300-летия Санкт-Петербурга?
Между тем и сегодня садоводы нуждаются в саженцах, пригодных для нашего климата и особых условий мегаполиса. В растениях прежде всего местной репродукции! Даже в Москве, находящейся от нас за 600 км, другая климато-географическая зона... И не стоит забывать: в декоративных питомниках в отличие от сельскохозяйственных или лесных посадочный материал «поспевает» долго. Чтобы вырастить для сквера лиственное дерево, нужно 10 — 15 лет, хвойное — лет 15 — 20. За рубежом это семейный вид бизнеса: знания и навыки на протяжении нескольких поколений передаются от отца к сыну...
— Но есть же альтернативные способы выращивания растений?
— Согласна. В Скандинавских странах их высаживают, скажем, в больших модулях, которые иногда связаны с почвенным слоем, а иногда нет. В контейнере содержать растения дороже, но выгоднее, чем из года в год пересаживать в лунках, как у нас.
Вообще же зарубежные приемы и методики, на мой взгляд, используются еще очень робко. Мы видим лишь отдельные попытки применить в новых кварталах (скажем, в Девяткине) элементы экологического дизайна, давно привычные в Хельсинки, Стокгольме, Лондоне. А интересных технологий озеленения в мире немало: «зеленые стены», посадки лиан, озеленение эксплуатируемых кровель (сады на крышах домов и гостиниц), так называемые дождевые сады, где собирают, а затем используют для полива проходящие через биологические фильтры осадки...
Впрочем, и просто расширить зону зеленых насаждений не всегда удается. Когда промышленные предприятия по программе реновации выводят за пределы города, на их месте обычно появляются офисы, а не скверы.
Хотя бесспорно есть и удачные примеры: во Фрунзенском районе на месте бывших карьеров (улица Димитрова) появится парк Героев-пожарных площадью 46 га, а в Приморском на пересечении Камышовой и Яхтенной улиц строится еще более крупный (75 га) экопарк…
Материалы рубрики
Либо сидящий Нестор, либо стоящий Гоголь. Какие новые памятники могут появиться в Петербурге?
Городская хроника: важное в Петербурге 27 марта 2023
Городская хроника: важное в Петербурге 24 марта 2023
Городская хроника: важное в Петербурге 23 марта 2023
Городская хроника: важное в Петербурге 22 марта 2023
Самое читаемое



Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.
Комментарии