Опасная игра в ГО. История злоупотребления безопасностью пассажиров в метро Петербурга
В метро ездят все. Однако, возможно, не все задумываются, что помимо функции перевозки пассажиров метрополитен выполняет еще и важнейшую стратегическую задачу. Он представляет собой колоссальное убежище на случай чрезвычайной ситуации (коей в советское время без обиняков называли атомную войну). Сколько человек «в случае чего» туда поместятся, на каких условиях и в течение какого срока они смогут там находиться — сие есть большая государственная тайна. Такой же тайной окружена деятельность самого закрытого подразделения метрополитена — службы спецсооружений, поддерживающей в работоспособном состоянии всю эту стратегическую инфраструктуру. Однако, как недавно выяснилось, под покровом секретности скрываются деяния, вполне тянущие на уголовное дело.
РИСУНОК Александра СЕРГЕЕВА
Энергетическое «сердце» спецсооружений находится в районе станции метро «Лесная» и представляет собой четыре дизель-генератора ДГ-4000 суммарной мощностью 3,5 мегаватта. Это типовые устройства, в советское время их делали на заводе «Русский дизель» и предназначались они для военных кораблей.
Завод этот, как известно, давно уже почил в бозе, но у него остался правопреемник — небольшое предприятие, сохранившее техническую документацию и костяк старых кадров. Так вот, эти кадры уверяют, что ДГ-4000 — практически неубиваемая вещь. Рассчитан на экстремальные условия эксплуатации, не боится ни пуль, ни осколков снарядов, а разрушается только при прямом подрыве. Так что те, кто в минуту жизни трудную окажутся в недрах нашего метрополитена, без света точно не останутся. Тем более что генераторы практически новенькие — их запускают для профилактики всего на полчаса раз в квартал.
Однако при каждом из четырех дизелей стоят две холодильные установки. Вот их-то периодически нужно обновлять. Для чего в декабре 2015-го метрополитен объявил конкурс. Как уверяют специалисты, цена каждого холодильника — от 700 тысяч до миллиона рублей. Но... конкурс выиграла фирма «Дизельзипсервис», предложившая поставить данные устройства по цене 8 миллионов за штуку. И деньги в общей сумме 32 миллиона были немедленно переведены. Что же так тронуло сердце покупателя, согласившегося заплатить за товар восьмикратную цену?
— Представители фирмы, — объясняет версию следствия начальник «коррупционного» отдела ГУ СК по Санкт-Петербургу Антон Бесхмельницын, — представили заказчику документацию, якобы доставшуюся им от «Русского дизеля». На самом деле они взяли старую бумагу, напечатали на пишущей машинке текст, нарисовали какие-то чертежи и выдали их за советские. Естественно, у держателей такого «эксклюзива» конкурентов не нашлось. В соответствии с данной документацией холодильники изготовила и установила фирма «АО «МК Дизель-энерго». Но когда мы показали эти «заводские» чертежи специалистам бывшего «Русского дизеля», они заявили, что таких устройств завод никогда не изготавливал.
«Липу» обнаружили сотрудники ФСБ. Возбуждено уголовное дело, в его рамках арестован начальник службы материально-технического снабжения ГУП «Петербургский метрополитен» Денис Руденко. Привлечен и гендиректор «МК Дизель-энерго» Алексей Лазарев, но он отпущен под залог 2 миллиона рублей.
Между тем ситуация наводит на весьма серьезные размышления. Ну хорошо, данное нарушение «зацепили» (каким образом, нам, разумеется, не расскажут), а сколько их в этой закрытой от наших глаз сфере, может быть, еще осталось? Системы аварийного электропитания, канализации, водоснабжения, вентиляции, связи, дегазации, пожаротушения, радиационной защиты, обеспечения продуктами — все это должно исправно работать, когда, что называется, «грохнет».
Пока все хорошо, проверить качество работы этого сложного хозяйства мы, простые граждане (для которых, между прочим, оно и предназначено), никак не можем. Вынуждены верить тем, кто его обслуживает. И вот теперь, в свете новой информации, верить как-то не получается. Устройство, которое включается на полчаса в квартал, возможно, прекрасно себя покажет и при «полудохлой» системе охлаждения, а в реальных условиях (которых нам, конечно, не дай бог), может отказать в любой момент. И виновных тогда уже будет искать поздно, да и бессмысленно.
А если вдуматься, дело уже не только в конкретно взятом питерском метрополитене. Ведь так, вдали от постороннего глаза, живет система гражданской обороны всей страны. И тот, кто считает данные опасения дилетантскими, может прочитать опубликованную в нашей газете 25 апреля нынешнего года беседу с доктором военных наук генерал-полковником Анатолием Зайцевым. Генерал задает вполне резонные вопросы: в каком состоянии находятся защитные сооружения ГО? Кто из нас знает, куда в случае чего бежать и что делать? Где лежит предназначенный для каждого из нас противогаз? И где гарантия, что он в работоспособном состоянии?
К слову сказать, сейчас в управлении СК по Выборгскому району Петербурга завершено расследование двух уголовных дел по поставке просроченных противогазов под видом нормальных. Ушлые люди просто переправили соответствующие клейма и «впарили» залежалый товар покупателю. А если включить толику воображения, сколько такого товара под видом нормального лежит в наглухо закрытых закромах ГО по всей стране? И сколько народа, не боясь греха, изрядно кормится на этой теме?
Кстати, как вы думаете, по какой статье возбуждено то самое уголовное дело о контрафактных холодильных установках? По ст. 159, ч. 4 УК РФ — «мошенничество в особо крупном размере». Да, статья суровая — до 10 лет лишения свободы. Но, увы, квалификация деяния обусловлена лишь суммой ущерба, а не теми тысячами жизней, которые могли быть погублены в результате мошенничества.
Система ценностей выстраивается «сверху»: деньги важнее жизни. Человек «с соображением» этот сигнал воспринимает нутром. И, разумеется, свято верит, что ни он сам, ни его близкие своими жизнями и здоровьем за сей бизнес не заплатят, а если погибнет, то кто-то другой. Но это ведь как фишка ляжет…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (6257) от 29.08.2018 под заголовком «Липа в подземке».
Комментарии