Лес высоток. Намывной оазис на Васильевском острове не оправдал ожиданий

Успехи голландцев, наладивших на отвоеванных у моря участках комфортную жизнь, выглядят вдохновляюще. Вот и Петербург взялся в свое время сотворить намывной оазис на Васильевском острове. Что из этого вышло? Густой лес высоток с крайне отстающей социальной инфраструктурой. А между тем подходят к концу общественные обсуждения по поводу проекта инженерной подготовки (точнее, его экологической составляющей) соседнего намывного участка. Первый этап этих работ, в результате которых насыпь «шагнет» в Невскую губу еще на 162,8 га, планируется начать в 2022 году. Но стоит ли спешить, получив негативный опыт? Специалисты, которых мы попросили высказаться на эту тему, считают, что лучше взять паузу, чтобы осмыслить сделанное и совершить работу над ошибками.

Лес высоток. Намывной оазис на Васильевском острове не оправдал ожиданий | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Федор КОНЬКОВ, управляющий партнер института территориального планирования «Урбаника»:

– Свободных участков в историческом центре Петербурга почти не осталось, земля дорогая, а инженерные коммуникации старые. Значительная часть города остается для девелоперов недоступной. Им приходится осуществлять такие проекты на территории, прилегающей к «парадным» районам, или «наступать» на Финский залив, что и происходит в северной части Васильевского острова.

Намывные участки тоже дорогие. Поэтому делать их в других местах, менее престижных, нецелесообразно. В то же время рукотворные площадки позволяют решать яркие градостроительные задачи. И василеостровский намыв в этом смысле поначалу обнадежил: думали, уж тут-то удастся создать новый морской фасад города, жилые кварталы, не похожие на другие, интересные архитектурные доминанты.

А получили унылую застройку. Стандартный «спальный» район, каких много на периферии города, с отдельными доминантами спорного достоинства: имеется в виду здание в жилом квартале Golden City на намыве, увенчанное 52-метровым шпилем. Оно выглядит чужеродно, и вообще видно, что девелоперы строят на своих участках кто во что горазд, не формируя целостного гармоничного ансамбля.

Дивные эскизы, которые в начале нулевых выносились на общественное обсуждение, остались на бумаге. В ту пору я работал в одном из проектных институтов, которые компания «Морской фасад», стратегический партнер Смольного, привлекла для оценки технико-экономического обоснования проекта. Помню, как его инициаторы собирались возвести в Невской губе «маленький Дубай», размахнувшись на 11 млн кв. метров «намывного» жилья, а мы убеждали в три-четыре раза снизить объемы...

Понятно, девелоперы решают свои задачи, а город свои, создавая условия для привлечения инвесторов, ведь мегаполис растет. Результатом их соглашения должен стать компромисс. Если отдать все на откуп застройщикам, получим каменные джунгли с видом на море, а если зарегулировать их деятельность, они просто уйдут. Важно найти золотую середину.

Увы, такое впечатление, что для намыва городская власть внятной стратегии не сформировала. Или не сумела реализовать. Хотя девелоперы действуют в рамках закона: строят, как им было дозволено. Конечно, работы на этой площадке еще идут, что-то может измениться. Но едва ли кардинально. А пока мы видим здесь удручающую картину: бездорожье, отсутствие парковок, парковых зон и масштабного озеленения.

Между тем в самом начале существующий намыв рассматривался как его первая очередь. И скоро мы увидим, как он начнет расширяться в северо-западном направлении, хотя из-за проблемных грунтов сделать это будет сложнее. На старте проекта вариант многоэтажной застройки там не обсуждался. Правда, это было давно, с той поры могли появиться новые технологии, а свежие исследования – показать, что жилые высотки возводить можно и на новом намыве. Но хотелось бы подчеркнуть другое.

Думаю, Смольному стоит проанализировать полученный опыт, чтобы не повторять ошибок при освоении таких территорий, и голос профессионального сообщества тут должен звучать громче. Может, на новом месте лучше построить квартал на воде, оставив каналы для яхт-клуба. Или провести международный конкурс и, отобрав лучшие проекты, воплотить их в этой части намыва.

В любом случае, вместо того чтобы гнаться за «квадратами» (к чему дело идет), там уместнее сформировать новую городскую среду, притягательную для всех петербуржцев. С красивой парковой зоной, новым общественным пространством, блестящими архитектурными решениями...

Регина ДАШКО, профессор кафедры инженерной геологии Горного университета:

– Участки на северо-западе Васильевского острова стали застраивать относительно недавно. На картах полувековой давности мы видим, что вместо Морской набережной, улицы Кораблестроителей и некоторых других магистралей, примыкающих к трассе ЗСД, за которой выросли «намывные» высотки, – заболоченная местность.

Прежде чем осваивать эту территорию, нужно было ее осушить и отсыпать. В 1980-е годы такие работы начались. Использовали для этого и намывной песок, причем мощность песчаного слоя на побережье, ближе к воде, превышала четыре метра. Почему? Комплекса защитных сооружений (дамбы) тогда не было, и хотели защитить новостройки от сильных наводнений. Кроме того, стояла задача обеспечить «плацдарм» для активной застройки.

Курировал эти работы Политехнический институт, кафедра фундаментов и подземных сооружений. Ее сотрудники изучали пробы грунтов на осваиваемых участках Васильевского острова и давали свое заключение. После отсыпки требовалось подождать. Но прошло два-три года или даже больше, а консолидации грунтов не происходило, техника проехать не могла, вязли колеса. И тогда приняли соломоново решение: укрепили грунт, отсыпав строительный мусор. Пришлось пересмотреть также некоторые проектные величины: этажность, типы фундаментов...

Дома там построили, но со временем некоторые из них стали давать большие, по сравнению с нормативами, осадки. Знаю об этом, поскольку сама жила в доме на участке, тяготеющем к этой части острова. А когда застраивали территорию на другом берегу Смоленки, на острове Декабристов (работала там архитектурная мастерская Сергея Евдокимова), меня привлекали как эксперта. Проект был интересный: предполагали, что здания там будут подниматься к небу лесенкой – от привычных многоэтажек до высоток более чем 30 этажей. Но и от этой затеи пришлось отказаться....

Словом, предыстория у намыва на Васильевском непростая, и хочется верить, что застройщики приступят к новым работам, взвесив все риски. Естественные грунты в прибрежной зоне, где намыв, достаточно слабые: это морские донные отложения, насыщенные органикой. Коренные породы, на которые может опереться свайный фундамент, находятся здесь глубоко, и требуется большая мощность намыва. Насколько можно судить, ее постарались обеспечить. Но возникает другой вопрос: качество материала.

Дело в том, что хорошие средне- и мелкозернистые пески, не содержащие пыли, глинистых фракций и органики, из морских месторождений Финского залива практически израсходованы. А если создавать грунт на намыве, применяя менее качественные пылеватые, с органикой пески, он будет консолидироваться сложнее и дольше.

Теперь о дамбе. Конечно, это гидротехническое сооружение не раз спасало Петербург от наводнений, но есть тут и другая сторона медали. До строительства дамбы Нева, текущая по легко размываемым породам, несла в залив громадное количество взвесей. И эта масса оседала, большей частью – у Сестрорецка, где появились песчаные дюны и пляжи.

Но гидрологический режим в Невской губе изменился. Значительную часть песка теперь выносит к внешней стороне защитного комплекса, и дно там постепенно поднимается. Качественных, пригодных для строительства песков ни по ту, ни по другую сторону защитного комплекса в заливе, судя по всему, не осталось, а это существенный фактор. Никакие супертехнологии не помогут, если качество материала не будет отвечать нужным требованиям.

Долгое время топкие, заболоченные участки земли в нашем городе отсыпали, используя хорошие карьерные пески речного происхождения. Но эти карьеры, располагавшиеся в пригороде, почти все разработаны. И если песок там остался, его применяют, скорее всего, лишь для строительства дорожного полотна.

Конечно, из всего этого не следует, что надежность намывных территорий вызывает сомнения. Наверняка девелоперы привлекали грамотных специалистов, а проектная документация подверглась экспертной оценке. Но такие решения должны быть максимально прозрачны, ведь они затрагивают интересы многих людей, покупающих жилье на намыве. Подобные проекты требуют к тому же серьезного научного сопровождения, кропотливых исследований. Спешить тут вряд ли уместно.

Нэлли ВАВИЛИНА, глава муниципального округа Гавань:

– Многие василеостровцы, живущие на Морской набережной, помнят время, когда из их окон открывался чудесный вид на Финский залив, где проплывали белоснежные яхты. И, когда стало известно, что в этой части города начнется масштабный проект по намыву территории, это их не порадовало.

Но против выступали не только они. На публичных слушаниях, проходивших перед началом этих работ, раздавалось немало скептических мнений. Хотя проектанты убеждали: все будет хорошо. Залив «потеснится», зато эти места скоро преобразятся.

Увы, тревожные ожидания оправдались. С 2006 года здесь вырос микрорайон с плотной застройкой, где отсутствует улично-дорожная сеть и ощущается острейший дефицит социальных учреждений, парковочных мест, зеленых насаждений. Жителям постоянно твердят: потерпите, это временные трудности. Но многоэтажные дома продолжают расти как грибы, нагрузка на инфраструктуру увеличивается, и это ведет к дискомфорту и социальной напряженности.

Что потерял город, понятно: своеобразный морской фасад, который создавали ленинградские архитекторы. А что приобрел? Искусственно созданную территорию, где живут уже около 10 тыс. человек, продолжающие атаковать чиновничьи кабинеты своими жалобами и запросами. Это не кляузники, а нормальные люди, в большинстве – молодые семьи с детьми. Которые хотят, чтобы власть взялась за решение социальных и транспортных проблем, накалившихся до предела, не перекладывая ответственность на застройщиков и управляющие компании.

Одни петербуржцы покупали там жилье экономкласса для себя. Другие – чтобы сдавать в аренду. Переселились туда и обитатели старых василеостровских коммуналок. Со временем новоселы потянулись в ближние поликлиники, стали отправлять своих детей в школы и записывать в детсады, построенные в нашем муниципальном округе, к которому относится часть намыва, и соседнем Морском округе.

Нагрузка на три взрослые поликлиники, действующие недалеко от намыва, резко выросла, учеников в местных школах прибавилось, а старожилы винят в этом «понаехавших». В прошлом году на намыве, во дворе одного из домов жилого комплекса «Я – Романтик», ввели первый детсад на 140 мест. Но этот крохотный объект всех проблем не решил, недовольство осталось.

Долгое время «намывчане» добивались, чтобы появилась перемычка, которая бы обеспечила им выезд с этой обособленной территории. После двух «круглых столов», проведенных в Смольном, и выездного совещания дорога, проложенная над ЗСД от Морской набережной к площади Европы на средства одного из девелоперов, там появилась. Но ситуация с транспортной инфраструктурой на намыве остается катастрофичной: одного узкого дорожного «мостика» не хватает.

Существующие там проезды город не взял на баланс, поэтому организовать движение на этой территории, установив знаки и обозначив зебры, невозможно. Ни пожарные, ни машины скорой помощи проехать туда не могут, а местные жители вынуждены парковаться на въезде или пустырях внутри микрорайона, оставленных для строительства новых домов.

Среди жильцов этих ЖК много энергичных людей, которые любят свой район и хотят изменить его к лучшему. Они устраивают субботники, благоустраивают эту территорию и пытаются ее озеленить, покупая на свои деньги саженцы. Но городские структуры такие насаждения на баланс не берут...

Понятно, что уставшие ждать перемен жильцы отнеслись негативно к известию о планируемом расширении намывной территории. Прежде чем двигаться дальше, увеличивая ее население, нужно распутать клубок проблем, мешающих жить там сегодня.

МЕЖДУ ТЕМ

«На намывной территории ведут жилищное строительство компании «Терра Нова», «Вымпел», «Северная Двина», «Морская строительная компания», «ЛСР. Недвижимость-СЗ», а также «НТВО», входящая в состав Glorax Development», – говорится в справке, которую представил на запрос нашей газеты городской комитет по градостроительству и архитектуре. «В соответствии с утвержденной документацией проектов планировки и межевания, – читаем дальше, – там планируется разместить 20 детсадов, десять школ, две поликлиники, одно больничное учреждение, три кабинета врача общей практики, семь объектов охраны общественного порядка, один объект ГО и ЧС, а также предусмотрено создание парковых зон... Информация о сроках, объемах инвестиций, синхронизации сроков строительства социальных объектов – вне компетенции КГА. За уточнениями следует обратиться в комитет по инвестициям, комитет имущественных отношений и комитет по строительству».

#Васильевский остров #намыв #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 50 (6888) от 24.03.2021 под заголовком «Джунгли с видом на море».


Комментарии