Лекция как искусство. В Петербурге завершается региональный этап конкурса «Лига лекторов»

Сегодня в нашем городе завершается проходивший целую неделю региональный этап всероссийского конкурса «Лига лекторов». Сам конкурс проводится в России уже в третий раз, но региональный отборочный этап проходит в Петербурге впервые.

Лекция как искусство. В Петербурге завершается региональный этап конкурса «Лига лекторов» | ФОТО Дмитрия ФЕОКТИСТОВА/ТАСС

ФОТО Дмитрия ФЕОКТИСТОВА/ТАСС

«Лига лекторов» — масштабный конкурс для просветителей, проводит его российское общество «Знание». В рамках лиги любой гражданин России старше 18 лет, имеющий среднее профессиональное или высшее образование, может попробовать свои силы в качестве лектора, совершенствовать навыки публичных выступлений, найти свою аудиторию. Всего на всероссийский конкурс в третьем сезоне было подано более девяти тысяч заявок из почти всех регионов РФ, что в два раза больше показателя предыдущего года.

На нашем региональном этапе свои лекции представили 144 участника конкурса из Петербурга и Ленинградской области. Среди них, по словам руководителя конкурса Юлии Копейкиной, есть как студенты, начинающие путь в науку, так и академические ученые, имеющие степени и всевозможные регалии. Между собой соревновались преподаватели школ и вузов, журналисты, сотрудники администраций муниципальных районов, научные сотрудники, юристы, медики, искусствоведы…

Не секрет, что чтение лекции — это искусство, мастерство, которому можно и нужно учиться. И одного только глубокого знания материала здесь недостаточно. Каким критериям должна отвечать идеальная лекция? Прежде всего она должна быть правильно структурирована: вступительная часть, основная часть, логическое завершение…

Как отмечают специалисты, хорошим лектором способен стать каждый, кто готов проделать необходимый объем работы над собой. Главное правило — быть абсолютно искренним и уверенным в истинности излагаемых мыслей и идей. Среди советов лектору: не раздражаться, не давать втянуть себя в спор. Во время лекции ни в коем случае не вступать в дискуссии с кем‑то из ­аудитории. И помните: лектор в глазах слушателей — непогрешимый специалист в своей теме. Если он, выступая, допустил неточность или ошибку, ни в коем случае нельзя признавать свою неправоту. Мол, просто оговорился…

Словом, конкурсантам «Лиги лекторов» порой было очень непросто. Отбирали их по видеолекциям, а в ходе регионального этапа требовалось выступить очно перед жюри, которое оценивало участников по трем критериям: общая лекторская культура, уникальность темы и креативность подачи. И все это надо было продемонстрировать за каких‑то пятнадцать минут!

Темы были самые разные, порой достаточно неожиданные. К примеру, «Как перестать себя пинать и начать получать удовольствие от ЗОЖ», «Социокультурное значение растений», «Трудный выбор инвестора: о ценных бумагах и их свойствах». И даже с претензией на предсказания: «Требования Грядущего к Человеку».

По словам одной из участниц конкурса Валентины Чикиной, учителя обществознания и права академической гимназии № 56, «Лига лекторов» заинтересовала ее возможностью доносить академические знания до широкой аудитории, но при этом в научно-популярном жанре. Лекция самой Валентины была посвящена истории «Русского общества любителей мироведения», существовавшего в первые десятилетия ХХ века. Готовясь к лекции, она изучала архив революционера-народника узника Шлиссельбургской каторжной тюрьмы Николая Морозова, который после освобождения стоял у истоков общества.

«Лига лекторов» чем‑то похожа на Общество любителей мироведения, — говорит Валентина, — поскольку оно тоже объединяло любителей и профессионалов в единое сообщество, которое имело своей целью популяризировать знания среди широких масс.

По словам Чикиной, выступление перед членами жюри напомнило ей защиту курсовой работы в магистратуре. Атмосфера доброжелательная, вопросы «на интерес»: мол, насколько глубоко выступающий владеет темой. Но еще больше оценивали культуру речи, манеру проведения лекции, умение держаться в аудитории.

И хотя я много выступала на самых различных форумах, — говорит Валентина, — а ныне работаю в школе с весьма непростой аудиторией, я сама обратила внимание на большое число своих недостатков. У меня есть свойство увлекаться темой, а лектору, как мне сказали члены жюри, эмоции нужно оставить в стороне…

Кроме Петербурга региональный этап «Лиги лекторов» проходит еще в 75 городах России. По всем регионам будет сформирован федеральный рейтинг с оценками экспертов, отберут восемьсот лучших — тех, кто продолжит участие.

Финал состоится в апреле будущего года в Москве, в него выйдут только сто человек. По результатам конкурса будут определены 50 лучших лекторов страны, которые примут участие в мероприятиях российского общества «Знание», — рассказала руководитель конкурса Юлия Копейкина.

Победители получат возможность обучения в школе лекторов, участия в качестве эксперта в проектах общества «Знание», путешествия по России, а также денежный приз — на развитие своего просветительского проекта. Кроме того, в рамках третьего сезона конкурса запущена «Школьная лига лекторов». В ней могут участвовать учащиеся школ и средних специальных учебных заведений, участники летних тематических программ всероссийских детских центров в возрасте от 14 до 17 лет. В финале будут названы два десятка победителей.


#конкурс #завершение #лекторы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (7311) от 02.12.2022 под заголовком «Лекция как искусство».


Комментарии