Лабиринт на Дворцовой. В центре Северной столицы идёт масштабный ремонт
Автомобилистам приходится лавировать в лабиринте ленточек и дорожных знаков. Проехать можно, только выруливая с одной стороны проезжей части на другую. Причем движение по набережной стало односторонним — в направлении от Троицкого моста к Дворцовому. Непросто и пешеходам. Проход вдоль Невы в нескольких местах перекрыт, и прохожие тоже вынуждены переходить дорогу, чтобы обойти зоны ремонта. Для этого им нарисовали временные зебры, почему‑то красного цвета. Впрочем, дорожники обещают, что уже совсем скоро набережную откроют для проезда полностью.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Приводить в порядок Дворцовую набережную начали в ноябре 2023 года. Фронт работ обозначен так: «Ремонт Эрмитажного моста через Зимнюю канавку, Прачечного моста и Дворцовой набережной». Осенью прошлого года наша газета рассказывала о ремонте Прачечного моста, а также участка магистрали у Летнего сада. Теперь дорожники переместились к Эрмитажному мосту.
— Одна половина моста готова на 95 процентов, осталось только положить там асфальт. Однако укладывать его станут тогда, когда к этому будет готов весь мост. Его вторую половину мы уже бетоном залили, осталось перебрать ступени, это работа на несколько дней. Затем уложат асфальт, и мост будет полностью отремонтирован, — рассказал нашей газете бригадир Андрей Волков.
Дворцовая набережная, конечно, объект не рядовой. Вдоль Невы выстроились сплошь дворцы: Зимний и Мраморный, Владимирский и Ново-Михайловский. Плюс два старейших каменных моста: Прачечный через Фонтанку и Эрмитажный через Зимнюю канавку, построенные два с половиной века назад.
Все это — мосты и сама набережная — объекты культурного наследия федерального значения. А значит, при ремонте «не предусматривается проведение работ, изменяющих или нарушающих объемно-пространственное решение, конструктивную систему, архитектурно-художественное решение». За этим следит городской комитет по контролю, использованию и охране памятников (КГИОП). Как результат — работы приходится вести в щадящем режиме, перебирая покрытие мостов, тротуаров и гранитных откосов практически по кусочкам: метр за метром, камень за камнем.
Часть тротуара — от Эрмитажного моста в сторону Троицкого — уже отремонтирована. Очищенные, приведенные в порядок плиты после реставрационных работ возвращены из мастерских и уложены в том же порядке, в котором были демонтированы. Причем номера на гранитных камнях не стерты: в ряду, ближнем к Неве, плиты под литерой «А», другой ряд камней с буквой «Б».

— Эти номера так и останутся на плитах, их не будете смывать? — поинтересовался у бригадира.
— Сделана только часть работы — камни уложены на свои места. А дальше будем заливать раствором швы между ними, потом пескоструить, затем мыть мостовую. Думаю, что в ходе этих работ нумерация сама собой сотрется, — считает Волков.
Насколько кропотливая работа у дорожников, убедился, наблюдая, как заделывают швы между гранитными плитами. Размер камней метр на метр, и в каждый такой шов, повторю, всего‑то метр длиной, рабочие выливают несколько ведер специального цементно-песочного раствора. Этот раствор им не привозят, готовят его сами дорожники.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
— При заливке цементно-песочного раствора оставляем шов не заполненным на два сантиметра. Когда цемент застынет, заделываем остаток другим специальным материалом, полностью выравниваем мостовую, — пояснил бригадир.
Хотя на вид работы по переборке тротуара Дворцовой набережной близ Эрмитажного моста в самом разгаре, специалисты говорят, что закончат их не позднее 9 июня. Напомним, кстати, что Троицкий мост после трехмесячного ремонта тоже планируют открыть 10 июня. Видимо, ремонт этих двух объектов синхронизирован по срокам.
— А асфальт на проезжей части не будут менять? — уточняю у рабочих.
— Так мы же его не трогали, его нужно будет только помыть, — заверил бригадир. — К 9 июня нам важно закончить работы на тротуаре, который идет вдоль Невы. Освободить проезжую часть, чтобы могли запустить движение в полном формате по набережной. Но работы продолжим. Надо будет отпескоструить парапет, в том числе со стороны Невы, делается это с воды. Чистить пескоструем будут и откосы набережной. Чтобы вся гранитная одежда Невы заблистала как новая.
До начала работ специалисты провели оценку состояния покрытия. В заключении государственной историко-культурной экспертизы отмечалось, что на Дворцовой набережной «наблюдаются трещины в швах, просадки каменного настила тротуаров, выветривание швов между гранитными блоками». Впрочем, недостатки были видны и до экспертизы, так сказать, невооруженным глазом. Покрытие уже стало неровным, вспучивалось, некоторые камни вылетели, люди шли, запинаясь. Отремонтированный сейчас тротуар хоть и с нумерацией камней, но ровный, чистый и красивый.
Работы на Дворцовой набережной вышли на финишный этап, между тем ремонт гранитного одеяния других рек и каналов в городе продолжается. Один из самых крупных объектов — набережная реки Мойки от Храповицкого до Матвеева моста, напротив Новой Голландии, протяженность участка 456 метров. Причем здесь ведут капитальный ремонт гранитной набережной — с полной переборкой от самого ее основания и сооружения нового фундамента стены. Рабочие отреставрируют более полутора тысяч гранитных камней облицовки, свыше 400 метров металлического перильного ограждения и 120 гранитных тумб. Объем работ очень большой, и срок тоже не маленький: капремонт планируют завершить здесь до конца 2026 года.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Полностью перебирают стенку набережной и на левом берегу канала Грибоедова — от Вознесенского проспекта до Подьяческого моста. Участок набережной разобрали целиком, сохранились только секции ограждения и гранитные блоки, которые приводили в порядок в реставрационных мастерских. Здесь работы обещали закончить этим летом.
Читайте также:
От Кузнецовской до Фонтанки: дорожный ремонт в Петербурге набирает обороты
Большой Смоленский на стапеле: разводной пролёт переправы почти готов
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 96 (7918) от 30.05.2025 под заголовком «Лабиринт на Дворцовой».
Комментарии