Курс – на север. Петербург и АЭС договорились о сотрудничестве

Многие северные регионы России стремятся войти в Арктический экономический совет (АЭС), созданный при международной организации, председательство в которой перешло недавно нашей стране, то есть при «большом» Арктическом совете. Побуждает их к этому главным образом желание приобщиться к международным бизнес-проектам и энергичнее продвигать свою продукцию за рубежом. Но первым (после ряда крупнейших отечественных компаний) примкнул к этой экономической площадке, не будучи арктическим регионом, Петербург. Соответствующий меморандум на днях подписал с АЭС профильный комитет Смольного.

Курс – на север. Петербург и АЭС договорились о сотрудничестве | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Сблизиться с экономическим «ответвлением» Арктического совета Смольный пытался еще пару лет назад. В прошлом году, когда был создан петербургский Научно-производственный арктический кластер, куда вошло более 20 промышленных компаний, научных центров и вузов, ориентированных на развитие Арктической зоны РФ, казалось, это вот-вот произойдет.

Другая сторона была не против навести мосты с петербуржцами (в нашем городе прошла некогда одна из встреч представителей АЭС), ведь вклад Северной столицы в исследование и освоение Русской Арктики неоспоримо высок. В общем, меморандум о сотрудничестве Петербурга с экономическим штабом Арктического совета мог быть подписан примерно год назад, но все планы спутала пандемия.

Однако отказываться от них никто не стал, и вот эти усилия удалось довести до логического завершения. Заветная «дверь» в АЭС, который на очередной двухлетний период возглавил Евгений Амбросов (заместитель председателя правления компании «Новатэк»), наконец приоткрылась...

Тут нужно пояснить, что собой представляет АЭС. Он был создан в 2014 году по инициативе Канады, которая председательствовала тогда в Арктическом совете. И на сегодняшний день объединяет около 40 бизнес-структур и организаций из восьми стран – членов арктического клуба. А всего (учитывая и государства, имеющие статус страны-наблюдателя) их насчитывается больше 60.

Россию в АЭС представляют компании «Совкомфлот», «Новатэк» (напомним: она реализует на Ямале крупные проекты по производству сжиженного природного газа), «Мегафон», «Северная звезда» и «Росатом». Почти все они либо имеют в Петербурге головной офис, как первая из них, либо свое представительство, как «Атомфлот», подразделение «атомной» госкорпорации.

Основные сферы деятельности АЭС – морские перевозки, добыча полезных ископаемых, энергетика, развитие малого и среднего бизнеса. В последние годы на первый план вышли, правда, и такие направления, как цифровизация, IT-индустрия, телекоммуникации и связь.

Для некоторых арктических регионов морские транспортные коридоры – единственная нить, связывающая их с большой землей, отметил после подписания документа председатель АЭС. Поэтому важно развивать Северный морской путь, где грузооборот составил в прошлом году 33 млн тонн, превысив рекордный уровень советской поры, а к 2024-му должен достичь 80 млн тонн. Но без мощного ледокольного флота, создаваемого в Петербурге, нельзя ни перевозить грузы кратчайшим путем с наименьшими затратами, ни создавать в Арктике новые промышленные центры по добыче и переработке природных ресурсов.

Другая ниша помимо судостроения и прикладной науки, которую петербуржцы должны и могут занять, налаживая сотрудничество в рамках АЭС, – это подготовка судоводителей, считает Евгений Амбросов.

«Никогда на моей памяти, – сказал он, – морскому транспорту не требовалось так много высококвалифицированных специалистов, способных трудиться на сложных судах-газовозах и атомных ледоколах, как сегодня, а я работаю в этой сфере около сорока лет».

Подписание соглашения с АЭС – исходная точка сотрудничества. Сторонам еще предстоит обсудить (в том числе на полях Петербургского международного экономического форума) свои намерения и скоординировать действия. Так что говорить о совместных масштабных проектах пока рано. Но цели, которые при этом преследует Смольный, достаточно прагматичные, считает Герман Широков, председатель городского комитета по делам Арктики.

«Это развитие наших предприятий, у которых появится больше заказов и инновационных разработок, – пояснил он. – А обретая новых партнеров и заключая с ними контракты, промышленники будут создавать дополнительные рабочие места и наращивать налоговые отчисления, то есть действовать в интересах всего Петербурга».

Впрочем, стороны не намерены пренебрегать и гуманитарными проектами. Во всяком случае развитие арктического туризма (имеется в виду создание турмаршрутов в рамках проекта «Арктический Петербург») и поддержание традиционного уклада жизни коренных народов Крайнего Севера формирующаяся программа совместной работы тоже будет предусматривать.

#Арктика #север #сотрудничество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (6939) от 07.06.2021 под заголовком «Курс – на север».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.