Кунсткамера представила новую экспозицию, посвященную культуре Индии и сопредельных стран

В Кунсткамере (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН) открылась новая постоянная экспозиция «Николаевский зал: народы Южной Азии» (6+). Более 1200 предметов рассказывают о древней и многообразной культуре Индии и сопредельных стран. Большинство экспонатов публика увидит впервые. Этот масштабный проект чрезвычайно важен как в контексте многолетних дружеских связей нашей страны и Индии, так и поворота России на Восток.

Кунсткамера представила новую экспозицию, посвященную культуре Индии и сопредельных стран | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Коллекционеры — цари и ученые

Первая экспозиция об Индии появилась в музее почти сто лет назад, в 1925 году. С небольшими изменениями она просуществовала до осени 2023‑го. Обновление началось с названия. Как рассказал Андрей Головнев, директор Кунст­камеры, в 1897 году по распоряжению Николая II в музей была передана индийская этнографическая коллекция из 250 предметов, привезенная им из путешествия на Восток в 1890 – 1891 годах. В архиве Академии наук сохранилась запись, где говорится, что 5 марта 1915 года император посетил Кунст­камеру и согласился с предложением ее тогдашнего директора Василия Радлова именовать Николаевским зал отдела Индии. В советское время эта традиция была прочно забыта, а сейчас возрождена. «Тем самым мы демонстрируем важную преемственность: первым покровителем Кунсткамеры был Петр I, который основал этот первый музей России, Николай II стал последним из Романовых, пополнявших его собрание. Кстати, оба были царями-путешественниками», — поясняет Головнев.

Индия1_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Специальный раздел новой экспозиции посвящен показу предметов, подаренных Николаем II. Еще два персонажа, которым Кунсткамера обязана огромным пополнением своей индийской коллекции, — Людмила и Александр Мерварт. В начале 1914 года они как сотрудники музея были командированы Академией наук в Индию и на остров Цейлон (ныне — Шри-Ланка) для «изучения культуры, нравов и языков». Им было поручено на средства, выделенные попечительским советом Кунсткамеры, приобрести предметы для отдела Индии. Вскоре началась Первая мировая война, но ученые продолжали исследовательскую и собирательскую деятельность. В 1918 году средства на командировку закончились, Мерварты перебрались во Владивосток. И только в 1924‑м они смогли вернуться в Ленинград, а собранные ими материалы (всего более шести тысяч предметов, три тысячи фотографий, сотни книг и дневников) разными сложными путями переправили в Кунст­камеру. В новой экспозиции едва ли не половина предметов происходят из материалов этой экспедиции.

Как рассказал Игорь Котин, заведующий отделом этнографии Южной и Юго-Западной Азии, дальнейшее пополнение индостанской коллекции Кунсткамеры происходило в 1950 – 1960‑е годы, когда активно развивались советско-индийские отношения. Это были предметы, приобретенные в ходе научных экспедиций, с выставок традиционных ремесел, подарки путешественников. Сейчас коллекция пополняется примерно таким же образом — предметы привозятся учеными-этнографами, меценаты приносят Кунсткамере дары. Что еще раз доказывает, что Россию и Индию связывают многосторонние культурные отношения.

Достигнуть просветления

Небольшую экскурсию по новой экспозиции для нас провела Ольга Меренкова, ее куратор и хранитель. Она начала с того, что все предметы размещены в новых витринах, оборудованных климат-контролем и специальным освещением. Основной принцип показа — тематический, разделы экспозиции посвящены религиям и верованиям, свадьбам, сельскому быту, ремеслам… Большинство экспонатов датированы XVIII — началом XX века, но устойчивые традиции, которые передавались в Индии из поколения в поколение, позволяют говорить об аутентичности предметов.

В качестве эпиграфа показаны вещи, представляющие Хараппскую цивилизацию, которая существовала в III – II веках до н. э. в долине реки Инд. К этому времени относятся глиняные фигурки богини-матери, быка зебу, каменная печать с изображением быка зебу, а также небольшие гири из агата, бусины из сердолика, фрагменты терракотовой керамики.


Индия2_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Специальная витрина посвящена дарам Николая II. Здесь на самых видных местах находится холодное оружие, в том числе нагина — меч со змеевидным клинком, экзотическая пика с пистолетом, совмещающая холодное и огнестрельное оружие, алебарды. Скульптура из розового мрамора «Тиртханкар» изображает человека, достигшего просветления благодаря аскетическому образу жизни. Для новой экспозиции Дмитрий Волжин, молодой реставратор, подготовил щит, украшенный инкрустацией золотом.

Витрина, посвященная Мервартам, показывает карту с маршрутом их экспедиции. Среди привезенных ими предметов — деревянный ларец для хранения драгоценностей, инкрустированный слоновой костью, а также большая серия изображений, которые наносились на предметы из папье-маше. Они изготовлены кашмирским мастером по имени Асадулла. Среди персонажей — правитель, едущий на слоне; аскет, возможно, бог Шива; хануман — обезьяноподобный божественный помощник царевича Рамы, главный персонаж эпоса «Рамаяна»; женщина — царевна Сита, жена Рамы; ­мудрец с дрессированным мангустом. Всего около 50 персонажей.

Взбивание океана

Мерварты привезли атрибуты аскета — колчан, меч, металлические иглы. Меренкова поясняет, что иглы применялись для самоистязания: через боль и страдания аскет приближался к божеству, показывал свою любовь к нему, это была серьезная духовная практика.

Три большие витрины посвящены верованиям в Индостане, здесь представлены ступни Будды из меди и фигурки бога Вишну в обличье рыбы, черепахи, вепря, льва, человека и других богов. Эти предметы украшали храмовые комплексы. Серебряные чаша и ваза изображают «пахтание» океана. Буквально это означает взбивание воды, в итоге добывается амрита, напиток, делающий богов бессмертными. От пахтания возникла Лакшми — богиня любви и красоты, а также волшебная корова «камадхену», приносящая счастье и выполняющая все желания. Фигурка коровы, отлитая из металла, украшает витрину. Разумеется, воду не взбивали физически, это сюжет из древнеиндийского эпоса.

В разделе, посвященном индийскому дому, представлены изящная резная ширма из орехового дерева, кувшин, украшенный эмалями. Игрушки «криданка» отражают сословное разделение общества на жрецов, царей, воинов, земледельцев и слуг. Свадебные женские серебряные украшения маркируют статус замужней женщины.

Индостан непредставим без музыки, она показана музыкальными инструментами от разнообразных волынок из бутылочной тыквы до щипкового инструмента «мигяун», выполненного из дерева в виде зу­бастого крокодила.

В центре театральной витрины, наполненной масками демонов, быков и тигров, находится костюм ханумана с черной юбкой и большой белой накладной бородой. В разделе ремесел видное место занимают изделия из слоновой кости, например, многофигурная композиция «Выезд на слоне», а также образцы всемирно известной индийской парчи — шелковой ткани с вплетением золотых и серебряных нитей.

Создатели экспозиции напоминают, что сто лет назад Индия была преимущественно аграрной страной, показывая большое количество предметов труда. В частности, нож для добывания пальмового сока, больше похожий на небольшой серп, в прямоугольном деревянном футляре-ножнах.

Выставку завершают два больших объекта. Макет бенгальской деревни начала ХХ века был выполнен «с натуры» из местных идентичных материалов специально для Мервартов и во многом благодаря тому, что они были из России. На макете показаны дом крестьянина, дом ­ростовщика и полевые работы.

Наконец, портик дворца XVIII века «Хингнас вара» (дворца целебной смолы) в 1910 году купил этнограф Михаил Андреев. Его собирались пустить на дрова. Таких портиков в Индии больше не сохранилось. В Кунсткамере этот раритет экспонируется почти сто лет. Сегодня он стал образом, приглашающим в Индию, символом нового мощного импульса российско-индийских связей во всех областях человеческой деятельности.

В тему 

На Заповедной улице в Шувалове завершается строительство нового многофункционального центра Кунсткамеры общей площадью 25 тысяч. кв. метров. Семиэтажный хранительский корпус выполнен на 85 %, готовность трехэтажного административного составляет более 90 %. В центре предусмотрено 48 помещений для особого хранения ценных экспонатов. Андрей Головнев планирует 6 декабря, в 310‑й день рождения Кунсткамеры, открыть первую выставку в залах нового центра. К тому времени откроется и следующая обновленная экспозиция в историческом здании — Музей Михаила Ломоносова.


#кунсткамера #Индия #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (7689) от 24.06.2024 под заголовком «Индия далекая и близкая».


Комментарии